Дело следователя Чарусова

Следователи МВД России 6 апреля отмечают свой профессиональный праздник. В преддверии торжества мы встретились с ветераном МВД Павлом Чарусовым, который отслужил в следственных органах города Асино 17 лет.

Павел Михайлович дружелюбно пригласил журналиста к себе в гости. На пороге звонким лаем встретила любимица семьи овчарка Зара. Поняв, что от меня не исходит угрозы, она улеглась возле хозяев. Вся семья была в сборе, поэтому удалось разузнать, какой он, сотрудник полиции, в быту. Конечно, пенсионером этого мужчину назвать сложно, ведь ему около сорока. На кухне хозяйничала супруга Наталья, дочка Маша после школы усаживалась за уроки (старшая дочь Валерия сейчас учится на первом курсе педуниверситета). За чаем и устроили «допрос» следователю Чарусову. Беседу тепло поддерживали домочадцы, то и дело нахваливая мужа и папу.
Павел Михайлович - асиновец. Мама работала воспитателем детского сада, а отец - оператором котельных установок. Часто оставались дома одни со старшим братом Андреем. Много время проводили на улице, как и все мальчишки, гоняя мяч во дворе. В общем-то, проблем у родителей с вполне самостоятельными сыновьями не было. Павел занимался легкой атлетикой у тренера Светланы Николаевны Авдеенко, хорошо учился в школе. Неплохо разбираясь в биологии и химии, поначалу подумывал связать свою жизнь с медициной. Но к 9 классу определился - пойдет в милицию. Уж больно засматривались мальчишки популярным на тот момент сериалом «Улицы разбитых фонарей», захлестнула милицейская романтика. Да и старшие товарищи по школе уже получали образование на юридических факультетах, в академии или школе МВД.
Чтобы сдать вступительные экзамены, Павел стал подтягивать историю и обществознание. Признается, что учителя не жалели времени на своих будущих выпускников, и за это он безмерно им благодарен. В итоге после окончания школы №8 в 2001 году поступил в Омскую академию МВД России.
- Три года в казарме при МВД - это как в армии, - вспоминает он. - Жизнь по распорядку: утренний подъем, построение, занятия, физподготовка, снова занятия, только уже самостоятельные. Не успел подготовиться днем в библиотеке - бери книги на ночь. А рано утром снова подъем, и такой круговорот, казалось, бесконечен. Какая уж там студенческая жизнь? Наш поток, 100 человек, был первопроходцем на открывшемся факультете «Следственное дело». Требования были соответственные.
За годы учебы курсант привык крутиться в бешеном ритме большого города. На практику его прикрепили к одному из райотделов Омска. Однажды начальник дал задание: произвести по делу, находящемуся в производстве, выемку документов на одном из закрытых заводов. Задача была очень непростой, потому что попасть на предприятие можно было только при предъявлении спецпропуска. Его молодому практиканту, конечно же, никто выдавать не собирался. Правдами и неправдами, но задание руководства Павел выполнил, раздобыв пропуск и изъяв необходимые документы, чем, кстати, удивил и порадовал наставника. Значит, парень умеет думать, а не только приказы исполнять.
В 2006 году после окончания академии молодой сотрудник вернулся домой и устроился в Асиновский отдел милиции. С первых же дней работа захлестнула так, что за первые полгода припомнит лишь пару-тройку выходных. Постоянные дежурства, в первый же месяц должен был довести до логического завершения (до суда) 4 дела! А одновременно в производстве было до 15 дел! Голова кругом. Признается, что поначалу даже хотел бросить все, к тому же педагоги из академии приглашали на преподавательскую должность в Омск. Но для этого требовалось отслужить в органах около двух лет. Постепенно Павел втянулся в работу, научился правильно распределять время. Да и коллеги всегда подставляли плечо, коллектив подобрался отличный.
- Многих из нас тогда воспитали и взрастили наставники и доки своего дела Александр Тимощенко, Сергей Юрченко, Мария Шамина, - рассказывает он. - Коллегами стали Николай Артамонцев, Константин Лазука, Сергей Симонженков. В следственном отделе трудились порядка 25 человек. Кстати, сюда же после окончания техникума и следом Омской академии поступил на службу криминалистом мой старший брат Андрей. Много лет отработали бок о бок в одной структуре.
Хотя по особо тяжким преступлениям работал следственный комитет, на долю следственного отдела МВД тоже выпадало немало непростых дел. Отпечатался в памяти Павла Чарусова эпизод, когда двое ранее судимых местных жителя, обрезав телефонный провод и выбив дверь в частном доме на улице Крайней, ворвались к пожилой паре. Угрожая топором, забрали все, что смогли унести, прихватили даже продукты питания. Через несколько дней история повторилась. Старики отдали все, что в доме осталось еще нетронутым. А спустя еще пару суток преступники вернулись уже втроем. Взять было нечего. От злости они перевернули и порубили старенькую мебель, вытащили потрепанные паласы. По заявлению пенсионеров грабителей быстро вычислили и после судебного разбирательства отправили на много лет отбывать наказание. Но пожилые люди настолько были запуганы, что переехали жить в другой район.
В середине 2000-х не давала покоя асиновцам группа несовершеннолетних во главе с парой взрослых парней, отличившейся серией краж. Банду малолеток все же поймали, следствие и судебные разбирательства шли долго. И, как признается наш собеседник, порой не давала покоя мысль о туманном будущем этих ребят, ведь они, хоть и непослушные, но дети.
Основные дела в производстве - кражи, грабежи, причинение телесных повреждений. Случалось расследовать экономические преступления, дела черных лесорубов. Если сравнивать с серединой 2000-х, то криминогенная обстановка в районе сегодня значительно улучшилась. Если раньше расследовалось за год порядка 1 300 дел, то сегодня эта цифра уменьшилась примерно до 500. Но и штат сократился более чем вдвое. Изменился и состав преступлений: активизировались мошенники, работающие дистанционно.
По долгу службы нашему герою приходилось бывать в командировках, часто допоздна задерживаться на работе, брать работу на дом. И, конечно, на семью оставалось очень мало времени. Это подтверждает жена Наталья, которая терпеливо несла на себе все заботы о доме и семье.
- Да он жил одной работой! Я иногда шучу, мол, он сам-то понял, как на мне женился, и дочери успели вырасти? - смеется она. - У нашего папы полный дом принцесс. Только вот это мы ухаживали за ним, как за принцем, лишний раз не нагружали, потому что у него очень редко случались выходные. Порой так устанешь от одиночества, поругаться на него хочется, а пока вернется домой, уже и злость, и запал проходят.
В сентябре прошлого года Павел Михайлович вышел на заслуженный отдых по выслуге лет. Но домашние отдохнуть ему не дали, просто поменяли поле деятельности: с осени до новогодних каникул ремонтировали квартиру.
- Муж все делал своими руками, и полы ровнял, и плитку выкладывал. В нем еще столько талантов открылось! - с гордостью отмечает супруга. - Еще он незаменимый помощник в огороде. Я на готовых грядках рассаду высаживаю да прополкой занимаюсь, а весь остальной уход за растениями, ежедневный полив - на нем.
Любимое место времяпрепровождения Павла - гараж, как и у многих мужчин. Здесь он находит себе работу круглый год. А еще вся его непроявленная любовь сегодня достается полуторагодовалой овчарке Заре. Каждый день вывозит ее побегать за город, она знает и выполняет все команды, понимает настроение хозяев по интонации. Зару обожают все, ей даже позволено валяться с папой на диване (правда, пока мама не видит).
- Теперь смотрю на него, пенсионера, и понимаю, что он без работы как-то потерялся, - рассуждает Наталья. - Устроился было охранником в «Томскавтодор». Не работа, а мечта: сиди да наблюдай по компьютеру за объектами. Потом 2-3 суток дома. Но ему скучно так работать, и уволился. Но знаю, что скоро придумает себе заделье. Он хотя и отстранился от дел, а с коллегами постоянно на связи. Что-то обсуждают, уточняют, спорят…
Такие люди, привыкшие постоянно быть в центре событий, вряд ли смогут спокойно наблюдать, как жизнь степенно проходит мимо. Так что, думаю, у нас еще будет повод рассказать про Павла Чарусова, который проявит себя в каком-то новом направлении.

Алена МЕРЕНКОВА