«Еще повоюем!»

Эту неугомонную женщину в нашем городе знают многие. Она - бывший работник суда, преподаватель юридических дисциплин, председатель совета старейшин, одна из организаторов «Бабушкиного патруля», волонтер группы «Маскировка-СВО-Асино». В свои 80 лет (именно столько ей исполнилось нынешней весной) она, дай Бог, даст фору еще многим из нас. Вот и сегодня Валентину Шатерину, к которой заглянули в гости, мы оторвали от работы.

Из помещиков в ссыльные
Прямо в квартире сын смонтировал специальное приспособление, на котором Валентина Леонидовна вяжет снайперские сети для бойцов. Аккуратно вплетая в ячейки полоски материи, она поделилась, что это уже не первая самостоятельно сплетенная маскировка. Ранее за два месяца она изготовила три снайперки, каждый раз уплотняя их.
- На первую ушло всего 5 тысяч ленточек, на вторую - уже 7, а на третью потратила 8 тысяч тканевых полосок! - говорит женщина. - Чем меньше в сетке просветов, тем больше вероятность, что наши мальчики останутся незамеченными, а, значит, невредимыми.
Разговорились за чашечкой кофе. Его хозяйка готовит по особому рецепту, добавляя к молотым зернам пряности для поддержания иммунитета. Чтобы быть активной, нужно обязательно заботиться о своем здоровьем, считает она.
Нашлась еще одна тема для разговора: оказалось, что мы с Валентиной Леонидовной землячки. Она, как и я, родом из села Бирилюссы Красноярского края. Родителей ее мамы сослали туда, репрессированных и раскулаченных, из Пензы вместе с пятью детьми. Они - помещичьего роду, а потому оказались врагами народа, хотя наемных батраков и прикрепленных крестьянских душ не имели, а обрабатывали землю и держали хозяйство своими силами. Прибыла семья в Сибирь лишь с узелками тряпья, начиная жизнь с нуля. По словам собеседницы, бабушка долго никому, даже внучкам и правнукам, не говорила о своем происхождении, боялась гонений. Когда Валентина выросла, много сил приложила, чтобы реабилитировать близких. И только тогда Евдокия Степановна немного рассказала о своем роде.

Самая вкусная каша!
- Мама в Бирилюссах вышла замуж за местного паренька - моего отца, - делится историей своей семьи собеседница. - Со свекровью поначалу у них сложились холодные отношения, это мы с младшей сестренкой Леной на себе чувствовали. Тяжелое послевоенное время. Нам повезло, папу ранило на фронте, и его комиссовали. Вернулся с войны с костылями - оторвало часть ноги. Тем не менее отец много работал, был конюхом, и никогда не подавал виду, что его мучают старые раны. Мама трудилась в местной столовой, в которой кормили военнослужащих. Нам строго-настрого запрещалось заходить туда, но иногда удавалось полакомиться оладьями из картофельных очисток. Мама, когда чистила картошку, старалась немного потолще снимать кожуру. Очистки тайком складывала в холщовую сумку, которую оставляла в укромном месте. Мне тогда было 4-5 годочков, и я ходила с другого конца деревни за этой заветной сумочкой, спрятанной у столовской помойки…
Однажды, вспоминает Валентина Леонидовна, она не устояла перед запахом еды и зашла в обеденный зал столовой, когда там, как ей казалось, никого не было. Но вдруг откуда-то вышел мужчина в форме. Она бросилась к выходу, но офицер окрикнул, сказал вернуться. Ужас настолько сковал девчушку, что она оцепенела.
- Больше всего боялась, что маму сейчас посадят за мой необдуманный проступок, - смахивает слезу женщина, как будто снова с ужасом оказавшись перед тем военным. - Но солдат сжалился, видя мою худобу и голодные глаза. Приказал собрать остатки манной каши после завтрака и поднес тарелку мне. Какая же вкусная была эта каша! На всю жизнь запомнилась! Офицер приказал директору столовой ежедневно отдавать маме домой целую порцию обеда для меня и моей сестры. Счастью не было предела!
Жизнь, как один день
В 1951 году, когда Вале было 7 лет, семья переехала в город Асино для работы на местном лесоперерабатывающем предприятии. Спустя годы перевезли сюда и родителей, поселили в Вознесенке. В городе Валя пошла в 1 класс школы №3. Училась хорошо, помогала по дому часто хворающей маме, приглядывала за младшей сестренкой. Когда пришла пора по окончании школы выбирать профессию, Валентина поступилась с личными желаниями (она хотела быть военным или милиционером) и пошла в Томское медучилище на фармацевта, чтобы хоть как-то быть полезной больным родителям.
Между сессиями приезжала домой, подрабатывала в цехах ЛПК. Вскоре здесь же познакомилась с будущим мужем, который проходил в городе Асино срочную службу. После получения диплома супруг увез молодую красавицу к себе на родину в Тульскую область. Там она работала в аптеке провизором: ежедневно готовила из фармкомпонентов микстуры и растворы для стационара. Постоянно находясь в контакте с препаратами, спустя несколько лет «заработала» аллергию на массу лекарств. Позже глава семейства завербовался на работы в узбекский Учкудук и увлек за собой жену. Трехлетнего сына Юру пришлось оставить на попечение бабушки. Через год Валя вернулась, потому что была на сносях. На свет появилась дочка Верочка.
Сложно жилось на чужбине Валентине, с мужем совсем не ладилось, и она решила вернуться с детьми к родителям в Асино. С тех пор поднимала ребятишек одна, делая все, чтобы они не испытали того голода и холода, что достались ей в детстве.
В Асино устроилась на ЛПК на склад готовой продукции. Пошла учиться в вечернюю школу, чтоб окончить десятилетку, а потом заочно поступила на юридический факультет ТГУ. В 1975-м студентку взяли курьером в суд.
- Председатель суда Алексей Андреевич Лузин, добрый и отзывчивый человек, когда узнал, что я учусь и одна воспитываю детей, частенько подкидывал мне какую-нибудь подработку, - с благодарностью вспоминает своего начальника Валентина Шатерина. - Конечно, я хваталась за любое дело. А в 1978-м судьба забросила меня в Норильск. Там 16 лет я отработала на заводе. Сначала кадровиком на Рельсснабе, а позже занимала должность правового инспектора Федерации профсоюзов Таймыра. Ребятишки к тому времени уже выросли, стали самостоятельными.


Старость ее дома не застанет
Уже выйдя на заслуженный отдых, в 1994 году Валентина Леонидовна переехала в Асино, приобрела квартиру с небольшим огородиком в ТРЗ. Казалось бы, можно выращивать овощи, получать пенсию и радоваться спокойствию. Но ей хотелось больше помогать детям, поэтому устроилась преподавателем юридических дисциплин в сельскохозяйственный техникум, где проработала до 2012 года. И до сих пор выпускники не обделяют ее вниманием, то и дело заглядывая в гости. Внуки Алексей, Катюша и Александра не забывают про бабушку, навещают и правнуки.
В 2017 году Валентина Шатерина стала членом совета старейшин, а с апреля 2019-го была утверждена председателем организации. Она, как отзываются о ней некоторые местные чиновники, иногда как кость в горле, стоит на своем, и с места не сдвинешь, пока не решится тот или иной вопрос. Но признаются в то же время, что совет старейшин нередко выполняет функцию народного рупора. Да и с высоты прожитых лет и наработанного опыта пенсионеры могут быть помощниками в некоторых вопросах, касающихся жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства города и «социалки».
Более того, Валентина Леонидовна, желая помочь внуку Алексею, работающему в ГИБДД, создала еще одну общественную ячейку - «Бабушкин патруль». Выходя в сопровождении сотрудников полиции на улицы города, его участники в профилактических целях напоминают водителям и пешеходам, как вести себя на дорогах, чтобы не попасть в ДТП.
Будучи всегда в гуще событий общественной жизни, наша героиня не могла остаться в стороне после объявления частичной мобилизации. С самого начала часть своих личных средств она тратит на нужды СВО. Приобретает белье, предметы личной гигиены, материалы для изготовления розжигов и прочее. Кроме масксетей, Валентина Леонидовна с соседкой и своим замом по работе в совете старейшин Галиной Ивановной Оськиной делали розжиги, обматывая спички ватными дисками или туалетной бумагой и окуная их потом в расплавленный парафин. Всего смастерили и «опарафинили» (как она сама выражается) около 36 тысяч штук!
- А как сидеть, сложа руки, когда наши мальчишки воюют? - недоумевает Валентина Леонидовна. - В мою память очень сильно врезались послевоенные годы Великой Отечественной, отец фронтовик. И сегодня все повторяется… Знаю, самое нужное, что нам сделать по силам, это маскировочные сети для бойцов. Их плетут в здании бывшей центральной аптеки. А мне добираться туда и обратно - много времени терять. Вот и надоумила наш организатор, заводила и активистка Надежда Быкова, что я могу снайперки прямо на дому плести. Девчата снабжают необходимыми материалами, режут ткань на ленточки. Пока есть силы, все их положу, чтобы мальчишек на фронте защитить. Нашими руками закрыть, нашим теплом согреть! Брать в руки оружие мне, конечно, уже поздно, но вот здесь, в тылу, еще повоюем!
Еще продолжается бой,
Я снайперки снова вяжу.
Настрой у нас боевой,
Пощады не будет врагу!
Теплом и заботой накроем
Любимых своих сыновей
Победа будет за нами,
Никаких сомнений нет в ней!
Такими двумя четверостишиями собственного сочинения провожала меня Валентина Леонидовна. Сколько же стойкости, патриотизма и силы в этой маленькой хрупкой женщине! Сколько любви к людям, к своей стране, к жизни, которая постоянно проверяла ее на прочность! Обязательно постараюсь быть на нее похожей...

Алена МЕРЕНКОВА