Пишу эту статью по просьбе читателей. В редакцию неоднократно обращались асиновцы, которые регулярно сталкивались с хамством на дорогах.
До каких пор терпеть полное отсутствие
культуры поведения наших сограждан на улицах города и за его пределами? Пренебрегают правилами дорожного движения и водители, и пешеходы, - пишет А.Н. Волгин. - Дорожные хулиганы могут вас беспричинно подрезать, обогнать на крутом повороте или внезапно выскочить на главную дорогу, не обращая внимания на встречный транспорт. Такие действия не просто заставляют изрядно понервничать, а создают аварийные ситуации, сопряженные с риском для жизни. В вашей газете на эту тему уже были отдельные публикации, но будет нелишним продолжить разговор. Ведь фактически вопросами воспитания участников дорожного движения у нас в стране мало кто занимается».
Действительно, воспитание нации в современной России пущено на самотек. Во времена СССР становлением личности с самого раннего возраста (октябрятские звездочки, пионерские отряды, комсомол, школа, институт) методично и целенаправленно занимались всевозможные общественные организации и государственные ведомства, которые следили за «строителем коммунизма» до его глубокой старости (партбюро, профком, клубы по интересам и т.п.). Сегодня все навыки вступления во взрослую жизнь в основном прививаются только в семье. А ходить за примерами того, сколько у нас семей неполных, неблагополучных и родителей, получивших квазивоспитание в лихие 90-е, далеко не надо. В результате сформировалось общество, где существенно девальвировались такие понятия, как дружба и любовь, бескорыстие и совесть, вера в хрестоматийные идеалы божественных промыслов, делающих из несмышленышей людей с большой буквы.
На трассах гибнут миллионы
Феномен автохамов пристально изучается и у нас в стране, и за рубежом. На эту тему написано немало трудов видными учеными-социологами и психоаналитиками. Казалось бы, отчего к этой теме такое пристальное внимание? Но если внимательно присмотреться к обсуждаемому вопросу, то станет ясно и понятно, откуда этот ажиотажный интерес. Ведь в мире по данным Всемирной Организации Здравоохранения, на дорогах мира ежегодно гибнут 1,35 млн человек. Каждую минуту погибают два десятка человек. Это восьмая причина смерти жителей Земли всех возрастов. И главная причина смерти людей в возрасте от 5 до 29 лет. Получается, что хулиганство на дорогах не такая уж и невинная забава.
В России по итогам 2023 года зарегистрировано 132,4 тысячи дорожно-транспортных происшествий, это на 4,5 процента больше, чем в 2022-м. Увы, стало больше и смертей в автоавариях. За прошлый год погибли 14,5 тысячи человек. Ранены 166,5 тысячи. Это 15 летальных случаев в год на 100 тысяч граждан, что является крайне высоким показателем. Несмотря на то, что смертность на дорогах падает ежегодно примерно на 3-5 процентов, мы все еще безнадежно отстаем от развитых стран Европы.
К примеру, в Швейцарии и Норвегии в ДТП гибнут 2,7 человека на 100 тысяч. В Швеции - 2,8, а в Великобритании показатель приближается к 3,1. В среднем в странах Западной Европы уровень смертности в ДТП составляет 4-6 погибших на 100 тысяч населения. В странах ближнего зарубежья ситуация также в разы лучше, чем в России. Почему же РФ занимает одно из последних мест в Европе и мире по безопасности дорожного движения?
Агентство «Автостат» и журнал «За рулем» решили ответить на этот вопрос и провели исследования среди автомобилистов, в котором приняли участие более 1 300 граждан. Более половины респондентов назвали главной причиной аварий неуважение водителей друг к другу. Если быть точным, то 52 процента опрошенных заявили, что в потоке транспорта всегда находятся лихачи и хамы, которые не соблюдают ПДД, подрезают при обгонах, допускают опасные перестроения, пытаются наказать новичков и вообще презрительно относятся к закону в целом.
Еще 23 процента автомобилистов уверены, что причина смертности - российская ментальность, то есть любовь к высоким скоростям и лихачество. Этот ответ очень схож по смыслу с первым. Около 15 процентов в качестве причин высокой аварийности называют опять же неуважение к правилам и законам. Некоторые водители за рулем используют мобильные телефоны, пишут сообщения, отвлекаются на разговоры, курение и даже на еду.
В целом результаты исследования показали, что практически все опрошенные описывают одну и ту же проблему нашего общества, но просто видят ее с разных сторон. Незаконопослушность, хамство, пьянство за рулем, бездумное лихачество и беспричинно опасная езда сделали российские дороги похожими на зону боевых действий, отнимающую жизни почти 15 тысяч человек в год. Для сравнения: те же 15 тысяч воинов Советской армии страна потеряла за 10 лет военного конфликта в Афганистане!
Воспитывать кнутом и пряником
Невежливых водителей, провоцирующих опасные ситуации и ДТП на дорогах, немного: всего около 3 процентов. Однако они представляют опасность для всех остальных. Им подражают новички, в итоге все это оборачивается печальными последствиями. Сейчас в проект нового Кодекса об административных правонарушениях, наконец, внесена статья с наказанием за опасное вождение. Штраф составит 5 тысяч рублей. Правда, есть вопрос: каким образом ее администрировать? Возможно, помогут новые технические средства для оборудования патрульных автомобилей. Однако борьба за повышение культуры вождения не может строиться только на запретах.
Улучшение инфраструктуры, приведение дорог в надлежащее техническое состояние не менее важно, чем профилактическая работа с начинающими водителями. В школах в рамках ОБЖ сейчас крайне мало времени отведено для разъяснения правил поведения на дорогах. А необходимо не только усиливать профилактику в автошколах, но и вести работу с детьми и молодежью в обычных образовательных учреждениях, прививая уважение к участникам движения. Необходимо воспитывать водителей с детства. Это дело не одного года, а, может, и десятков лет.
Кто такие автохамы?
Анализируя поведение отдельных категорий граждан, создающих ДТП, есть смысл более подробно поговорить о мотивах их поведения, о глубинных причинах неадекватных действий и нарисовать некий обобщенный портрет дорожного хулигана.
Под эту нелестную характеристику подпадают любые злостные нарушители ПДД с античеловечным поведением в целом. В отличие от простых нарушителей, автохамы осознанно и целенаправленно плюют на правила, проявляют неуважение к соседям по потоку, пешеходам и вообще ко всем. Для хамов дорогая машина, спешка или плохое настроение являются неоспоримыми преимуществами перед остальными участниками движения.
Таким нелюдям ничего не стоит объехать пробку по встречной полосе или обочине, припарковаться на газоне или бросить авто посреди проезжей части, включив аварийку, и отправиться в магазин. Они не пользуются поворотниками, подрезают, обгоняют, сигналят, ругаются и постоянно лезут на рожон, создавая аварийные ситуации.
Есть мнение, что такое поведение не от хорошей жизни и, будь везде комфортные дороги, агрессии и хамства среди водителей было бы меньше. Однако почему же тогда одни остаются людьми при любых обстоятельствах, а другие буквально превращаются в животных? Психологи считают проявление хамства своеобразной защитной реакцией на раздражители окружающей среды. А происходит это из-за недостатка внимания, сложившейся модели поведения, низкого уровня саморазвития или негативных эмоций.
Бытует и такое мнение: российские водители - генетические свиньи по определению. Но сваливать причины хамства на национальность - это просто неумно. Хамов полно и среди европейцев. Скорее всего, современное российское хамство - это последствия разрушения сложившегося уклада жизни. Причем неважно, куда вынесет человека волна очередной перестройки - в олигархи или на самое дно. В любом случае ты попадаешь в чуждый тебе мир, а потому с недоверием и озлоблением озираешься вокруг.
Наше общество сегодня расколото так, как не снилось никакому другому. Вчерашние пэтэушники стали телеведущими, а бывшие кадровые офицеры вынуждены сидеть в будках охранников. И если раньше мы все были в какой-то степени равными - жили в одинаковых подъездах, учились в одних и тех же школах, ходили в одну и ту же булочную, то сегодня неравенство стало просто сумасшедшим. Причем все понимают: нынешнее расслоение - это не следствие чьих-то выдающихся талантов, а, напротив, зачастую - бездарности.
Академик Д.С. Лихачев однажды высказал такую мысль: «Нетрудно прикинуться умным или добрым, но совершенно невозможно прикинуться интеллигентным!» А в ситуации, когда отдельные группы наших граждан априори ненавидят друг друга, говорить о каком бы то ни было уважении или деликатности по отношению к ближнему своему просто не приходится. Тем более, когда человек, униженный на работе, а то и дома, добирается до руля, то ждать от него адекватности не стоит. Особенно когда из соседней полосы его опять «учат жить».
Дорога к хаму?
Дорога - это своего рода линза, которая фокусирует накопившуюся агрессию на соседе. Здесь сорваться куда проще, чем на работе, где тебя все знают. Атмосферу подогревает дорожный бардак всех мастей - пробки, вечные ремонты, шпионящие камеры, оголтелые «шумахеры». Проблемы, конечно же, были всегда, пусть и несопоставимого уровня. Но в прежние времена мы были членами одного общества. Плохого или хорошего, неважно: оно было нашим, общим. И оно всеми силами пыталось избавить нас от проявлений агрессии и хамства.
А кто учит хорошим манерам сегодня? И что может выбрать современный homo sapiens, обдумывающий свое житье перед экраном телевизора или компьютера? Протискиваясь между комедиклабами и рекламами прокладок, он вряд ли наткнется на канал «Культура». И концерты классиков мировой музыки он переключит мгновенно, как захлопывают книгу, написанную на неизвестном языке. А вот шутки ниже пояса и мордобой в кино понятны без перевода, а потому демократичны и толерантны. Такое существо совершенно искренне не понимает, почему нельзя материться, хамить, раздеваться на глазах у всех. Тем более что ни один фильм без этого, в общем-то, не обходится.
Известный французский деятель культуры Эжен Делакруа в свое время сделал такое заключение: «Хам глубоко сидит во всех людях без исключения. И при подходящих условиях звериная сущность человека вырывается наружу. Человек - это животное, которое не выносит своих сородичей». Не хотелось бы относить это умозаключение на свой счет. Но что поделаешь, реальность такова, что мы очень часто сталкиваемся с проявлениями хамства среди тех, кого всегда считали людьми вежливыми, терпеливыми, толерантными. Однако история знает немало примеров того, что стоит только человека пустить за руль автомобиля, который он считает своей крепостью, воплощением мечты и неприкосновенной собственностью, которой вправе распоряжаться, как ему вздумается, и он может мгновенно преобразиться. Над всеми его благородными манерами, вдруг ни с того ни с сего могут возобладать совершенно несвойственные ему барские замашки и наплевательское отношение к окружающим. Увы, человеческая порода такова, что даже от хорошего знакомого можно ожидать всего, чего угодно. Даже если этот человек всю сознательную жизнь слыл смиренным праведником.
Распоясавшимся водителям, считающим себя полными хозяевами на дорогах, следует, конечно же, не без основания поставить позорное клеймо - ХАМ. А вообще-то это библейское имя: именно Хам когда-то породил африканские народы. Он же своим поведением дал начало понятию «хамство», то есть наплевательскому отношению к культурным запретам. Есть версия, что именно за это его покарал Господь, раскрасив потомство в черный цвет… Словарь Даля сообщает нам, что хам - это бранное прозвище лакеев, холопов или слуг. Там же приводится и поговорка: «Из хама не будет пана». И вот она-то и представляется самой важной. Потому что числиться «паном» сегодня совсем несложно: нужны только деньги.
В странах Запада за рулем авто несчетное число очень состоятельных граждан. Но почему-то этим «капиталистам» в голову не приходит открыто демонстрировать превосходство над «серой толпой» и выделывать немыслимые виражи и пируэты в потоке легковушек на своих крутых тачках. А у нас если случаем на голову свалилось богатство, надо непременно заявить о своем привилегированном положении. И лучший способ для этого - оседлать дорогой лимузин и показать кузькину мать этой голытьбе, разъезжающей на стареньких «Ладах» или дешевеньких иномарках.
Западники проблемам безопасности на дорогах придают очень большое значение. Как мы уже отмечали, они сумели добиться смертности на трассах, исчисляемой в год всего несколькими сотнями жизней своих граждан. В то время как в России гибнут тысячи! Президент РФ Владимир Путин поручил Кабмину совместно со структурами Госавтоинспекции обеспечить снижение смертности в результате ДТП в 1,5 раза к 2030 году и в два раза к 2036 году по сравнению с показателем 2023 года. То есть наша задача через 12 лет в год хоронить не более семи тысяч погибших при ДТП. Думается, что этого показателя страна сможет добиться и в более ранние сроки. Достаточно ознакомиться с планами и реализацией федеральной целевой программы «Комфортная и безопасная среда для жизни», по которой уже сегодня строятся и капитально ремонтируются автострады. Ведь как сообщает статистика, треть жертв ДТП гибнет по причине плохих, а порой и аварийных дорог.
Но если положить новый асфальт, обеспечить удобные развязки и осветить проблемные участки дорог с установкой соответствующих отбойников и предупреждающих знаков - это вопросы чисто технические, и их решение требует лишь финансовых затрат, то проблемы разгильдяйства на дорогах лежат в социальной плоскости. И здесь непочатый край работы для педагогов и воспитателей всех уровней, представителей СМИ, работников культуры и кинематографа, а также общественных объединений, занимающихся формированием нового мировоззрения у современного человека.
От каждого из нас зависит, какой будет аварийность на дорогах страны в будущем. Надо только избавиться от рабской зависимости перед «золотым тельцом», изжить навязанную западными стратегами идеологическую аксиому «Человек человеку - волк!» и принять за основу жизни гуманные, испытанные временем правила общечеловеческой морали. И тогда мы научимся вежливости на дорогах. Вместо опасных маневров на трассе станем уступать место в своем ряду соседу, предупредим его о возможной опасности, поблагодарим за оказанную услугу, включив аварийку. А на пешеходных переходах мамочки с колясками перестанут перебегать дорогу, не убедившись в отсутствии приближающегося транспорта. И не будут вести переговоры по телефону посреди этого перехода в бурном потоке автомашин…
Виктор КЛЮЕВ