В прошлом номере «Диссонанса» в рубрике «Фотофакт» был опубликован снимок с останками коровы, сделанный на окраине деревни Старо-Кусково. Местные жители не оставили это без внимания, и в редакцию посыпались звонки с вопросами и просьбами разобраться в ситуации. Конечно, мы не могли не отреагировать.
Народная молва еще на первых порах донесла, что умерщвленная корова принадлежала
фермеру Александру Петрову.
По следам публикаций
В прошлом году наши коллеги из газеты «Образ жизни» уже неоднократно писали про это хозяйство, поднимая тему, мягко выражаясь, безответственного отношения к скотине. В 2019 году КФХ «Петров А.Г.» получил государственный грант в размере 2,9 миллиона рублей на развитие фермы мясного направления. Предприниматель взялся за дело, но возникли большие сложности с реализацией КРС на мясо, поэтому все скатилось в тартарары. Животные жили практически под открытым небом, причем даже зимой. Не получали корм и воду в нужном количестве, летом не был организован надзорный выпас. Коровы бродили по всей округе, досаждая соседям-фермерам и сельскохозяйственному предприятию «СОП» поеданием сена и посевов. Случался падеж телок при неконтролируемых отелах, одна корова попала под колеса автомобиля, после чего не выжила. Однако рычагов воздействия на нерадивого фермера у прессы совсем немного, поэтому ситуация после публикаций в СМИ не изменилась.
Под запах мертвечины
Очередную волну возмущения среди населения вызвали вскрывшиеся (да и не особо скрываемые) факты забоя скотины фермером не в убойном пункте в соответствии с ветеринарными правилами, а где придется: то в чистом поле, то прямо на окраине села. Причем коровьи внутренности, шкура и голова были оставлены на месте, распространяя трупные миазмы.
Присоединившись к работникам Россельхознадзора и ветеринарной службы, мы побывали на месте. Проехали мимо фермы, назвать которую образцовой вряд ли получится. Кругом наблюдалось запустение, виднелись кучки строительного мусора, а под ногами даже попалась пара досок с гвоздями, которыми запросто можно автомобильную шину проколоть, не говоря уже о коровьих ногах. Как только вышли из автомобиля, почуяли характерный запах мертвечины, явно свидетельствующий о том, что дело здесь нечисто. Шкур и кишок на траве уже не было, но возле забора, на котором висел мешочек с тем-то темным, напоминающим желчь, печально возвышалась коровья голова с биркой на ухе.
Владельца нашли
по бирке
- Как раз по этим биркам можно со 100-процентной вероятностью определить владельца, - прокомментировала начальник ОГАУ «Асиновское райветуправление» Лариса Дьяченко, - что мы и сделали. Выяснилось, что это именно Александр Германович Петров. Могу сказать, что он показал себя не в лучшем свете с самого первого дня основания фермы КРС. Вот уже четыре года бьемся за исполнение законодательства РФ в области ветеринарии. Обработка, прививки, биркование, исследование поголовья на бруцеллез, лейкоз, туберкулез и другие болезни… Все эти мероприятия проводим с задержками из-за постоянных проволочек со стороны владельца, у которого постоянно якобы нет времени. В этом году в хозяйстве было недостаточное количество кормовой базы, поэтому произошел падеж скота от истощения. Не раз мы выезжали на предродовые залеживания, лечили коров. О том, что на ферме незаконно производится забой КРС, мы узнали от главы Новокусковского сельского поселения Андрея Епифанова. Уже на следующий день выяснили, кто, где и когда участвовал в забое. По словам мужчин, которых А.Г. Петров нанял для этой цели, раздувшееся животное находилось в поле в состоянии агонии, и оно вот-вот само бы погибло. Но поскольку в ветуправление фермер не обращался, нам неизвестно, чем болела корова, а может, они и вовсе разделывали ее, уже умершую от болезни. На данный момент мы выявили два факта незаконного забоя, который был осуществлен 28 сентября и 3 октября. А кто знает, сколько коров было отправлено под нож на самом деле? Самое возмутительное, что спустя несколько дней А.Г. Петров выкладывал в соцсетях объявление о продаже неисследованного мяса, возможно больной коровы. И ведь население доверяет таким продавцам, ведь продукт «домашний», а значит, якобы безопасный.
Незаконная экономия
Как разъяснила Лариса Аркадьевна, фермер допустил несколько вопиющих нарушений. Забой может производиться только в специализированных пунктах, а не где вздумается. Нарушены ветеринарные правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, то есть коровьи шкуры, внутренности и пр. не могут валяться в поле, возле фермы или где бы то ни было. Все это должно утилизироваться в инсинераторе или крематоре (находится в райветуправлении). Стоит отметить, что стоимость этой услуги довольно высокая - 35 рублей за 1 килограмм сжигаемой массы. Следовательно, утилизация биологических отходов от одной коровы обойдется владельцу почти в 2 тысячи рублей. Отсюда и стремление некоторых владельцев КРС к экономии, которая может обернуться нарушением эпидемиологической обстановки.
- По результатам собственного расследования я направила документы в Департамент ветеринарии Томской области, - добавила начальник райветуправления. - После этого к делу подключились наши коллеги из Россельхознадзора, в чьи полномочия входит, в том числе, контроль за исполнением ветправил.
Всю информацию, которой поделилась Л.А. Дьяченко о фермере А.Г. Петрове, подтвердила госинспектор отдела госветнадзора и лабораторного контроля Управления Россельхознадзора по Новосибирской и Томской областям Анна Шельмина. Она пояснила, что нашему «герою» уже выдано предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований ветеринарного законодательства.
- На гражданина А.Г. Петрова неоднократно поступали жалобы на ненадлежащее содержание скотины, - говорит Анна Сергеевна. - Нынешней весной я выехала к нему с профилактическим визитом, побеседовала о правилах содержания КРС. Он согласился со всеми претензиями. Но, как оказалось, опять не предпринял никаких мер. Если ситуация не изменится, следующим шагом с нашей стороны будет обращение в прокуратуру для согласования выездной проверки.
Особое возмущение инспектора вызвало известие о том, что непроверенное мясо продается населению. В красках она рассказала о последствиях его употребления. Если мясо заражено финнозом, от личинок бычьего цепня можно избавиться только глубокой заморозкой, которую невозможно провести в домашних условиях. Варка от этого гельминта вас не спасет.
Приманка для хищника
Но даже если убитые буренки были здоровы, эта история могла иметь последствия. Дело в том, что запах падали отлично привлекает дикого зверя, это подтвердил госохотинспектор территориального отдела по Асиновскому району Александр Чевелев, которого мы попросили прокомментировать ситуацию.
- Поскольку в этом году в лесах на нашей территории наблюдается низкая кормовая база, медведи приближаются к населенным пунктам, - сообщил он. - Так, 27 сентября от главы Новокусковского сельского поселения А.И. Епифанова поступило сообщение, что возле кладбища в д. Старо-Кусково жители слышали рев, похожий на медвежий. На следующий день мы обнаружили неподалеку следы убоя герефордов. Поскольку запах мяса медведь чует на расстоянии до 12 километров, велика вероятность того, что фермер таким образом может приманить к деревне не одного хищника.
Радует, что в большинстве своем животноводы Асиновского района ответственно относятся к своему делу, не допуская таких инцидентов. По словам специалистов райветуправления и Россельхознадзора, на нашей территории больше нет таких горе-фермеров, как А.Г. Петров.
Яна ГОРОВАЯ