От программиста до педагога - один шаг

Не все педагогам стоять у доски и проверять контрольные работы. 8 декабря в школе №4 они занялись куда более любопытным делом: паяли и клепали, ваяя из медной проволоки изящных бабочек. Здесь прошла региональная стажировка в рамках реализации федерального проекта министерства просвещения «Парк ЕНОТо» (естественнонаучного образования Томской области).

Вместо указок - паяльники
В назначенное время в одном из кабинетов «Точки роста» собрались 12 педагогов из школ города и района. Внимая наставлениям организатора занятия Леонида Кривенцова, участники старательно выполняли его инструкции. После теоретической части они вооружились паяльниками и принялись за пайку. Спустя некоторое время проволока в их руках приобрела очертания бабочек с лапками и усиками. Разумеется, новые навыки приобретены не просто так. После педагоги будут внедрять подобные занятия в своих школах, обучая ребят.
Будучи наслышанными о разносторонней деятельности и успехах учителя информатики школы №4 Леонида Кривенцова, мы не смогли удержаться и расспросили его обо всем поподробнее. Всем известно, что в школах педагогический костяк состоит по большей части из женщин. Возможно, дело в том, что престиж профессии учителя для мужчин недостаточно высок, а может, и заработная плата тоже. А есть мнение, что мужская нервная система не выдерживает работы с детьми... У каждого свои размышления на этот счет. Какие дороги привели Леонида Александровича в школу 18 лет назад, мы расспросили его самого.

Учителем стать не планировал
- Хотя родом я из солнечного Казахстана, волей судьбы оказался в Сибири еще в детстве, когда родители решили перебраться в Колпашевский район, - рассказывает педагог. - Рано начал увлекаться точными науками и после седьмого класса уже точно знал, что буду поступать в Томский политехнический университет на факультет автоматики и электромеханики. Так и сложилось. Потом перевелся в педуниверситет на физико-математический факультет по специальности «Информатика». Не могу сказать, что всегда мечтал стать учителем, честно говоря, поначалу и не планировал. Но когда переехал в Асино, где жила моя супруга, выяснилось, что услуги программиста здесь не слишком востребованы. По крайней мере, так было в то время. А в школе №4 оказалось вакантное место по моей специальности. Так я и очутился здесь. Это мое первое и пока что единственное место работы. Начинал инженером-программистом, потом предложили стать учителем информатики. Поскольку я был достаточно молодым, ученики общались со мной на равных. Считаю, что если не переходить определенные грани, это даже плюс. У ребенка больше уверенности в себе, когда учитель воспринимает его как личность. Ведь уважать мнение детей - очень важно. Еще очень важно развивать в них стремление к знаниям в тех направлениях, к которым они сами тяготеют. Рад, когда это удается.
Рассказывая о начале своего профессионального пути, Леонид Кривенцов с благодарностью вспоминает о помощи опытных коллег-наставников. Благодаря, в том числе, им, он дважды успешно участвовал в конкурсе «Учитель года». В 2012 году победил в муниципальном этапе, а в 2018-м стал лауреатом регионального.
Первопроходцы в робототехнике
Вот уже 10 лет в школе №4 ведутся занятия по образовательной робототехнике. В этом инновационном направлении учреждение стало первопроходцем. Как только появилась возможность, Леонид Кривенцов прошел курсы повышения квалификации в г. Северск, после чего начал внедрять данный вид внеурочной деятельности. Школа приобрела первые робототехнические наборы для ребят, а с 2014 года они под руководством своего наставника уже начали участвовать в соревнованиях по робототехнике.
Успех пришел не сразу. Как признается наш собеседник, поначалу было трудно, поскольку опыта практически не было, всему приходилось учиться «на лету», экспериментируя, проектируя и изобретая по ходу дела.
- В первую очередь помогало общение с коллегами из областного центра и из других регионов, у которых уже был опыт в робототехнике, - раскрывает «секреты» учитель. - Какую-то информацию находил в интернете, разрабатывал свои идеи и пользовался чужими. Сейчас все куда проще. Созданы каналы в мессенджерах, где активно происходит обмен опытом. Да и методическая база стала гораздо шире, созданы учебники по робототехнике, разработано поурочное планирование и т.п. Выросли и требования к обучающимся. В нашей школе робототехника стала предметом спецкурса с 5 по 9 классы параллели «А» (с физико-математическим уклоном). Считаю, что ученикам удается успешно применять полученные знания. Они неоднократно ездили в Татарстан на всероссийскую олимпиаду школьников, стояли на одном пьедестале почета с участниками из Москвы и Санкт-Петербурга на чемпионате «РобоКап Россия Open». Что касается самой робототехники, она объединяет в себе множество других школьных предметов: информатику, физику, математику. Это большой плюс для общего развития детей.

Учиться - интересно!
Рассуждая о современном увлекательном образовательном процессе, Леонид Александрович с улыбкой вспоминает школу советского и перестроечного времени, когда о таком многообразии возможностей школьники слыхом не слыхивали. Сейчас ребята могут заниматься практически любым видом наук, развиваться и совершенствоваться в разных направлениях. Еще несколько из них, 3D-моделирование и лазерная резка, введены в «Точке роста» два года назад. Для этого школа приобрела 3D-принтер и лазерный гравер. Как заверил педагог, любой желающий может присоединиться к этим интересным внеурочным занятиям.
- Даже если ребята обучаются в гуманитарных классах, я стараюсь привлекать их, когда замечаю интерес, - поясняет Л.А. Кривенцов. - Особенно ученикам нравится видеть результаты своего труда. Например, когда мастерят сувенирные поделки к праздникам и т.п. В этом учебном году у нас впервые в 9 классах появился урок технологии, который раньше был только до 8-го. Основные направления учебной программы - как раз 3D-моделирование и робототехника. Поэтому ребята из гуманитарных классов могут познакомиться с этими видами деятельности. В целом могу сказать, что поскольку значительную часть своей жизни ребенок проводит в школе, педагоги имеют много возможностей для того, чтобы помочь ему в профориентации. Для этого и существуют «Точки роста» и другая «внеурочка».
Впереди у педагога много планов. Например, перейти на новый уровень в робототехнике, когда ребята будут сами изготавливать роботов, а не пользоваться готовыми робототехническими наборами. Это позволит детям проявлять фантазию, воплощая в жизнь самые замысловатые идеи. Насколько быстро это будет реализовано - покажет время.

Яна ГОРОВАЯ