В советскую пору комбайнер на селе был уважаемым человеком, да и в целом рабочие профессии ценились и почитались, поскольку частенько были достаточно прибыльными. Именно эту профессию выбрал герой нашего сегодняшнего материала Александр РЕПЕЦКИЙ, который нынче приблизился к рубежу своей 40-й уборочной кампании. Механизатора я застала в конторе, так как в этот день накрапывал дождь, во время которого уборку хлеба не ведут.
Не привыкший к вниманию к своей персоне мужчина поначалу был весьма немногословен. С виду обычный трудяга, какие на селе все больше из прежнего поколения остались. В самом начале разговора упомянул о событиях давно минувших дней, когда в 1966 году его отца во время уборочной задавило комбайном на полях Новокусковского совхоза «Комсомолец». Но сына эта трагедия не отпугнула, и после окончания 9 классов он решил выбрать ту же профессию, выучившись на тракториста в Асиновском СПТУ №1.
- Жили мы в деревне Бороковка в 10 километрах от Казанки. Ее потом в Чесноки переименовали по фамилии кусковского пчеловода Чеснокова, выставлявшего там на лето свои ульи, - говорит мой собеседник. - Корни у нас польские, а вообще мои предки были переселенцами из Волынской губернии. Мама моя Нина Захаровна родилась уже в Бороковке (сейчас ей 88 лет). А в 1965 году наша семья перебралась в Ново-Кусково. Родители работали в совхозе, как и большинство сельских жителей. Мать была дояркой, отец комбайнером на «СК-4». Почти 12 лет мне было, а сестре 9, когда отец погиб. Тормоза на старых комбайнах слабые были, и так получилось, что самоходная техника с горки скатилась. Не успел отец спастись…
Долго горевать вдове было некогда, нужно было работать, чтобы прокормить себя и детей. Александр Васильевич припомнил, что все его детство прошло в полях да на ферме, где подростки трудились бок о бок с взрослыми. Сенокос, кормозаготовка, копка картошки… Работы хватало на всех. Когда пришла пора выбирать свой путь во взрослую жизнь, паренек долго не раздумывал - только сельское хозяйство. Хотел в сельхозтехникум поступить на механика, но баллов не хватило. Поэтому пришлось идти в училище, где брали всех без особого разбора.
В 1972 году, получив диплом тракториста, вчерашний студент был призван в армейские ряды. Служил в Монголии, в отдельном автомобильном батальоне. После демобилизации вернулся в родные края. Устроился шофером в Новокусковский совхоз «Комсомолец», где на «газике» перевозил зерно во время уборочных. Когда затевалась стройка, транспортировал песок, гравий и другие материалы. Главная задача шофера - доставить груз в целости и сохранности, и этим наш герой справлялся на ура в течение 10 лет.
- Изо дня в день одно и то же, один выходной в неделю, особо и вспомнить нечего, - признается Александр Васильевич, словно перелистав в памяти наскоро всю свою жизнь как до дыр зачитанную книгу. - Потом решил перейти в трактористы. Зарплата у них была побольше, а мне семью кормить надо было, к тому времени сын Алексей подрастал. Потом уже от второго брака еще две дочки родились, Женя и Таня. Так отработал 14 сезонов на «Ниве», еще 16 - на зерноуборочном «Топлайнере». Зимой на совхозной ферме за скотиной ухаживал. Там и трудился вплоть до развала хозяйства. Последних коров увезли в 2014 году, как сейчас помню. Все наши поувольнялись, пришлось и мне искать другое место. Всякое бывало, даже как-то обманывал работодатель. Однажды вместо 1 тысячи рублей в день за всю уборочную всего 7 тысяч получил. До пенсии всего полгода оставалось, но решил уйти. С год поработал в бывшем ДОКе охранником, а в 2014 году позвали в ООО «Сибирские органические продукты», новый комбайн предоставили. Я и пошел. В поле-то оно привычнее, чем в сторожке просиживать. Нынешняя техника, конечно, со старой не сравнится. Тут тебе и кондиционер, и печка, и кабина комфортная, как в легковой машине, опять же, шумоизоляция. А раньше в комбайнах из удобств только брезентовый козырек над головой был, но разве он защитит от непогоды? Да и насекомые осаждали.
Описывая рабочие будни, комбай-
нер рассказал, что этой весной
они продолжили прошлогоднюю уборочную: гречиха и рапс под снегом зимовали. А вот пшеницу в зиму нельзя оставлять, так как по весне она даже на корм скотине не сгодится. Хлеба нынче созревают неравномерно, поэтому уборка ведется выборочно. В дождливую погоду работа тоже тормозится, возникают вынужденные простои. На сегодняшний день в «СОП» осталось убрать 28 процентов урожая - 947 га яровой пшеницы и гречихи.
Припомнил мой рассказчик и том, как на полях нет-нет да показываются лесные обитатели: козы, зайцы, а бывает, и покрупнее кто забредет. Однажды с утра ремонтировали в поле комбайн, и тут, глядь, медвежата годовалые. Когда техника шумит, те боятся из леса нос казать, а в тишине - запросто. Хлеборобы на всякий случай поближе к технике прижались. Мало ли! Вдруг и матерый медведь неподалеку, тогда лучше в комбайне переждать.
Зимой наш комбайнер все больше отдыхает, а выходит только на посевную да уборочную. Пока держится бодрячком, но тяжеловато уже с возрастом, скоро 69 лет исполнится как-никак. По этой же причине супруги Репецкие избавились от большого подворья, которое держали 30 лет (жена Ольга Ивановна уже тоже пенсионерка). Сейчас в хозяйстве из живности вместо коров и свинок только кошка с собакой остались.
Обсудив труды праведные, гораздо большим энтузиазмом мой собеседник загорелся при упоминании о своих традиционных мужских увлечениях, например, о рыбалке, особенно зимней.
- Частенько езжу на речку Тузейку близ Батурино, - говорит он. - Сетями не ловлю, только на удочки, на мормыша, мотыля, опарыша. Самый большой улов за все годы - щука весом 5,4 килограмма. Люди и побольше ловили, но мне не попадалось. Да и, честно говоря, большие старые особи уже не такие вкусные. К тому же сам не люблю есть речную рыбу, все больше раздаю родственникам и друзьям.
В Ново-Кусково живет мама Александра Нина Захаровна Репецкая, дочь Евгения и два ее сына. Остальные дети и внуки перебрались в Томск. Все они частенько собираются в отчем доме, внуки навещают (их у бабушки с дедушкой уже пятеро).
Продолжится ли династия комбайнеров в этой семье? Как справедливо подметил Александр Васильевич, сейчас времена уже не те, не хочет молодежь на земле работать, хотя и заработки в сезон неплохие бывают. Вот и получается, что основной штат комбайнеров в «СОП» (как и в целом в сельскохозяйственной отрасли) - люди среднего и пожилого возраста. Есть повод задуматься о том, кому передадут свой опыт пенсионеры, которые продолжают нести ношу хлеборобов, комбайнеров и механизаторов, в том числе и потому, что оставить ее не на кого.
Яна ГОРОВАЯ