Психологическая помощь для малышей

Имена победителей муниципального этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года» и «Воспитатель года» были объявлены 6 марта. Ими стали учитель начальных классов гимназии №2 Екатерина КИНЧИНА и педагог-психолог детского сада «Журавушка» Ирина ПИГАЛЕВА. Мы попросили наших героинь рассказать немного о себе и о своей работе, результатами которой можно гордиться.

Путь в профессию у педагога-психолога детского сада «Журавушка» Ирины Пигалевой был довольно тернистым. Образование психолога удалось получить после перерыва на декретный отпуск и обучения в нескольких высших учебных заведениях. Как призналась Ирина Владимировна, шесть лет назад она пришла в детский сад, имея только теоретические знания, а всю практику пришлось нарабатывать уже на месте фактически с нуля. Среди задач специалиста работа как с детьми, так и с родителями и педколлективом.
- Консультирую родителей по вопросам воспитания детей и подготовки к школе, - рассказывает психолог. - Если у воспитателя возникают сложности с нахождением подхода к ребенку или какие-то конфликтные ситуации, то он обращается ко мне. Оказываю поддержку молодым коллегам, которые делают первые шаги в педагогике. Многие темы прорабатываем на тренингах, программы для которых подготавливаю самостоятельно. Брать готовые из методических пособий не так интересно. По образовательному стандарту в моей деятельности предусмотрено несколько направлений, например, психодиагностика и психопрофилактика, развитие детей, коррекция эмоциально-волевой сферы и т.д. Занятия проходят групповые и индивидуальные. Пишу детские стихи, потешки, тексты для физминуток, сказки, это вносит разнообразие в работу. Третий год использую приемы нейропсихологии. Именно с этой темой я выступила на районном этапе конкурса «Учитель года». Кстати, это стало моим первым профессиональным испытанием, и радует, что оно прошло столь успешно. Но, безусловно, звезд с небес хватать не стоит, ведь всегда есть куда расти и к чему стремиться. Готовиться к конкурсу мне очень помогала наш методист Анастасия Викторовна Банникова, которая делилась опытом, знаниями и придавала уверенности в профессиональном становлении.
Рассуждая о нынешнем поколении детсадовцев, наша собеседница отметила, что почему-то у них стало меньше заинтересованности в познании окружающего мира. Далеко не у всех, что называется, горят глаза. Возможно, это происходит из-за перегруженности. Ведь в детском саду времени на обычные малышовые игры и развлечения не так много. Ребята погружены в различные занятия, задания, чтение и т.п. А так хочется просто поиграть! Но от образовательной программы никуда не денешься. К нынешним выпускникам детских садов очень много требований, увеличивающихся с каждым годом: они должны уметь читать, считать, писать и многое другое.
Но, вернемся к нашей героине. Профессия значительно повлияла на ее жизнь, в которой Ирина порой становилась сама себе психологом. Прорабатывая собственные внутренние проблемы, применяла знания, полученные на курсах интегративной психотерапии. Конечно, все это не могло не оставить положительный след в ее мировоззрении, восприятии мира и людей. Все приобретаемые навыки применяются и в семье, в которой подрастают два сына, Артем и Миша.
- Быть для них лучшим другом, воспитать настоящих мужчин - вот то, к чему я стремлюсь, - говорит Ирина Пигалева. - А для этого мало дарить только любовь и ласку. Родителю нужно обеспечить ребенку физиологическую и психологическую безопасность - базовое и ключевое ощущение, которое дает ему понять, что мир вокруг него безопасный и дружелюбный, и не надо тратить время на тревогу и защиту себя, можно познавать мир спокойно. Все это очень влияет на развитие детей.

Стать другом и наставником

Екатерина Кинчина работает учителем 8 лет, из них в гимназии - два года, куда перешла из Первомайской школы после отпуска по уходу за ребенком. Стать педагогом решила еще будучи девчонкой с наивными глазами и нарядными бантами в косичках. Немалую роль в этом сыграла ее первая учительница Ольга Борисовна Дорохова, строгая, но вместе с тем чуткая и внимательная.
- Открывать для детей совершенно новый мир, радоваться их успехам, прокладывать дорогу к знаниям, стать для них близким человеком, к которому всегда можно подойти со своими заботами и проблемами, - все это стало моей мечтой, которая в итоге воплотилась в жизнь, - рассказывает Екатерина Витальевна. - После школы, которую я окончила с отличием, поступила в педуниверситет. Родители поддержали мое стремление. Кстати, педагогом стала и моя сестра Наталья, она воспитатель детского сада в Томске. Студенческие годы быстро пролетели, и вот я стою на пороге томской школы уже в качестве учителя. К своей первой торжественной линейке готовилась целую неделю. Делала именные открытки для каждого ученика: рисовала, вырезала, подписывала. 1 сентября очень волновалась, было страшно, в голове крутилась масса вопросов и сомнений. Но, к счастью, все прошло хорошо, мы познакомились и быстро наладили контакт. Мои первоклассники сейчас уже в 8-м, со многими поддерживаем общение.
В этой школе Екатерина Кинчина проработала пять лет, после чего вернулась в наш город вместе с мужем Николаем, тоже асиновцем, с которым дружила с юных лет. Некоторое время преподавала в Первомайской школе. Вскоре в семье родилась дочка Даша, так что в течение года все внимание было направлено на нее. Но погружаться в материнство с головой пришлось недолго. Через год директор гимназии предложила молодому специалисту занять вакантное место учителя начальных классов, и она с радостью согласилась.
- Работаем в одном кабинете с Ольгой Борисовной Дороховой, что я считаю добрым знаком. Можно сказать, судьба свела, - улыбается учитель. - Часто обращаюсь к ней и к другим опытным коллегам за советами и помощью, особенно они помогают в профессиональных конкурсах. В прошлом году мы с Ольгой Борисовной стали победителями муниципального конкурса «Мы вместе». Затем меня ждал успех в региональном состязании молодых педагогов «PROдвижение к вершинам мастерства». Вскоре предстоит представлять Асиновский район на региональном этапе «Учитель года». Буду надеяться на высокую оценку жюри. Но победа здесь даже не главное. Участие в таких мероприятиях дает хороший толчок к развитию, постоянно пополняешь свою методическую копилку, изучаешь, придумываешь и внедряешь новые педагогические практики, впитываешь опыт коллег. В сентябре в числе победителей регионального «Фестиваля нескучных уроков» побывала на образовательной стажировке «По городам культурного наследия России». На образовательных площадках городов Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль окунулась в атмосферу творчества и педагогического мастерства.
Опыт, почерпнутый из всего этого, Екатерина Витальевна успешно применяет в школьной жизни. Ведь одно дело прочитать детям параграф из учебника, и совершенно другое - заинтересовать их темой урока, чтобы знания действительно впитывались как в губки. В ход идут интерактивные технологии, увлекательные задания с элементами игры и многое другое. Важный момент в учебном процессе - умение педагога найти индивидуальный подход к детям, особенно к тем, кто нуждается в этом, всячески привлекая к себе внимание вызывающим поведением.
- Я стремлюсь стать другом и наставником для каждого ребенка. Когда этого удается достичь, тогда и проблемы с дисциплиной минимальные, - считает наша собеседница. - Важно не обвинять детей (особенно это касается начального звена), а озвучивать свои чувства - мне обидно, я расстроена и т.п. Ребята прислушиваются и на самом деле ведут себя более дисциплинированно.
Несколько воспитательных советов мы попросили Екатерину Кинчину дать и родителям. Оказалось, все просто. Вместо строгого вопроса об оценках нужно поинтересоваться делами ребенка, что нового он узнал за день, чему обрадовался, а из-за чего огорчился. И тогда ваше чадо станет более открытым и постепенно научится вам доверять.

Материалы полосы подготовила  Яна ГОРОВАЯ