Рельсы сходятся у горизонта

6 августа отпразднуют свой профессиональный праздник работники железной дороги. Накануне выхода свежего номера «Диссонанса» мы побывали на железнодорожной станции Асино, входящей в структуру ОАО «РЖД», где узнали последние новости о положении дел и планах подразделения.

Дорогу молодым
Менее года назад станцию возглавил молодой, перспективный сотрудник Дмитрий Шерстабоев. За это время здесь произошли немалые изменения, но об этом чуть позже. Конечно, первым делом мы расспросили Дмитрия Николаевича о том, что привело его в эту сферу деятельности.
- Железнодорожником мечтал стать с пятого класса, - с горящими глазами рассказал он. - Сам я родом из деревни Нижние Соколы, а там пролегает железная дорога. И с самого детства наблюдал за поездами, проносящимися мимо. Бывая в гостях у бабушки в Асино, которая жила возле ж/д вокзала, еще глубже проникался этой атмосферой. Часто представлял себя в роли проводника пассажирского поезда. Профессия казалось такой интересной и окутанной романтикой! И я не разочаровался. Будучи студентом Томского техникума железнодорожного транспорта, проходил практику именно проводником. Покатался по России, посмотрел города. Все это оказалось действительно очень интересным.
После окончания техникума первым местом работы новоиспеченного специалиста была ж/д станция Асино, должность - дежурный стрелочного поста. Какое-то время поработал дежурным по станции в пос. Куендат, затем опять в Асино. 23 декабря 2022 года был назначен начальником нашей станции.
- Как коллектив принял такого молодого руководителя? С какими сложностями столкнулись? Наверняка это очень нелегко - брать на себя бразды правления в таком молодом возрасте, - поинтересовались мы.
- Руководство Тайгинского центра организации железнодорожных станций-филиала ОАО «Российские железные дороги» посчитало, что мне можно доверить такую ответственную должность, и коллеги очень поддержали. Эта поддержка чувствовалась во всем, - с воодушевлением говорит Дмитрий. - Ничего катастрофически сложного в новой должности не оказалось, все принципы и обязанности были уже известны. На мой взгляд, главное - чтобы работа нравилась, чтобы человек шел на нее с радостью. Тогда все по плечу.
Утро начальника станции начинается с планерного совещания с заступающей сменой. Здесь обсуждают нарушения по безопасности движения поездов на ж/д сети, разбирают рабочие проблемы и вопросы, которые стараются решать на местном уровне. Станция Асино промежуточная. Грузовые перевозки чаще всего экспортные. Грузы - в основном продукцию с лесоперерабатывающих предприятий, по большей части с завода МДФ АО «Рускитинвест» - отправляют в Китай. В летний период бывают отправления чермета. Периодически перевозят зерно. За сутки на станцию прибывает два грузовых поезда, отправляется - один. С начала года было отправлено 4 500 вагонов груза.
Пассажирский поезд сообщением Томск 2 - Белый Яр курсирует ежедневно, один раз в сутки. В летний период по средам, субботам и воскресеньям ездит дополнительный поезд Томск 2 - Асино.
Наверняка у многих в памяти осталось деревянное здание ж/д вокзала советской застройки, выкрашенное в зеленый цвет. В прежние времена жизнь здесь кипела. В 2006 году, в честь 30-летия окончания строительства железной дороги Асино - Белый Яр, была проведена его реконструкция. Но, несмотря на новое здание, пассажиропоток с каждым годом падает, как и грузовые перевозки. В первую очередь это связано с высокими установленными тарифами на услуги ОАО «РЖД». Да и дорога до Томска и Белого Яра для пассажиров по автотрассе стала занимать меньше времени, чем на поезде. Так, в этом году с асиновской станции отбыли в Томск и Белый Яр 1 620 пассажиров, что на порядок меньше, чем в прошлые годы.

Штат помолодел
В коллективе организации 33 человека, задействованных в управлении перевозочным процессом. Дежурные по станции отвечают за прием и отправление поездов, приемосдатчики груза и багажа - за проверку перевозочных документов. Составители поездов занимаются расстановкой, формированием и расформированием поездов, дежурные стрелочного поста - приготовлением маневровых поездных маршрутов, закреплением подвижных составов и полным обеспечением безопасности поста. Поскольку станция промежуточная, проводников здесь нет.
Стабильным коллектив назвать пока что нельзя, ведь его численность значительно возросла совсем недавно, с приходом нового начальника. Сейчас все вакантные места закрыты.
- Людей набирали, можно сказать, с улицы, - признался Дмитрий Николаевич. - Но в этом нет ничего страшного. Скажем, такая должность, как дежурный стрелочного поста, не требует специализированного образования, как и многие другие рабочие профессии. Всему можно обучить на месте, что мы и делали.
Большая часть штата состоит из вновь прибывшей молодежи. Но есть и старожилы организации, отработавшие здесь от 15 до 30 лет. Это дежурные по станции Наталья Ивановна Тарасова, Ольга Александровна Туркасова и Олег Павлович Крепица; составители поездов Владимир Викторович Свинарев, Андрей Юрьевич Зюзин и Евгений Петрович Стогнев; дежурные стрелочного поста Владимир Викторович Алифанов и Дмитрий Сергеевич Подкорытов. Остальные сотрудники только начинают свой путь в этой сфере. Как заверил руководитель, каждому молодому коллеге здесь уделяется достаточно внимания для того, чтобы он освоил свои обязанности и влился в работу.
Несмотря на доверие к людям, здесь действует пункт предрейсового медицинского осмотра, где регулярно проводятся проверки на содержание в крови алкоголя и наркотических веществ. До сегодняшнего дня ничего из вышеперечисленного не обнаруживали. Также на алкогольное опьянение до начала смены проверяет своих работников дежурный по станции.

Цели есть
В июне в здании станции начался частичный косметический ремонт, поэтому наш собеседник был крайне смущен тем, что в кадр, возможно, попадут следы ремонтной разрухи. Переделки идут и в его кабинете, поэтому пришлось уговорить Дмитрия сделать снимок на крыльце. В перспективе основательный ремонт предстоит в остальных кабинетах станции.
В этом же здании располагаются локомотивное и вагонное хозяйства, филиалы АО «Русцентросвязь» и пассажирской компании, пункт линейной полиции и электромеханики. Но все эти службы существуют отдельно от ведомства станции. Ж/д технику в асиновском локомотивном депо уже не ремонтируют, с 2017 года эти функции выполняет оборотно-локомотивное депо станции Томск 2.
На станции имеется действующий пожарный поезд, в составе которого есть вагононасосная станция и две цистерны. Он предназначен для ликвидаций ЧС и тушений пожаров как на железной дороге, так и на прилегающей территории Асиновского района по взаимодействию с муниципалитетом.
Рассказывая о положении дел своего подразделения, Дмитрий Шерстабоев отметил, что важной задачей является повышение работоспособности станции, в частности привлечение клиентов и увеличение грузоперевозок, от чего зависит возможное присвоение станции более высокого класса.
- Несмотря на относительно высокую стоимость, грузоперевозка по железной дороге имеет преимущества перед автомобильной транспортировкой, - считает он. - Это надежность, своевременность и соблюдение обозначенных сроков независимо ни от каких погодных условий. Все это в современном мире имеет большое значение.

Первая пассажирская железная дорога в России, соединившая Москву с Санкт-Петербургом, появилась в 1837 году. В 1930 году началось строительство железной дороги Томск-Чулым с конечной станцией в Ксеньевке, впоследствии получившей название станция Асино. 11 декабря 1937 года сюда пришел первый поезд. Железная дорога строилась по двум мотивам: заготовка и переработка древесины и переселение народа для освоения сибирских земель. Сдача в эксплуатацию железнодорожной линии Асино - Белый Яр послужила отправной точкой в развитии лесопромышленной отрасли всего Верхнекетья.

Яна ГОРОВАЯ