Репортаж под шум харвестеров

О каких только профессиях и предприятиях не писали в «Диссонансе» за 20 лет существования газеты! Кажется, охвачены буквально все: от дворников до директоров предприятий, от учителей до руководителей школ, от медсестер до врачей. А вот про лесозаготовителей рассказывать еще не доводилось. Чтобы это исправить, я побывала на лесозаготовительном участке предприятия Асиновского лесопромышленного парка ООО «Хенда-Сибирь», где трудятся бригады ООО «Леспромхоз Тегульдетский».

 

Дорога в Тегульдет

Бескрайние поля, укутанные в снежное одеяло, подернутое мутно-белой пеленой небо, хвойные лапы словно в ватных шапках... Такой передо мной предстала дорога в Тегульдет. Сопровождать корреспондента вызвался эксперт по внешним экономическим связям АО «Рускитинвест» Цзян Шуцян. Называть его попросил Анатолием. Это имя он выбрал себе еще 30 лет назад, когда приехал из Китая в Россию учиться и работать.

По дороге Анатолий рассказал о том, что лесопромышленный парк заготавливает древесину на трех объемных лесозаготовительных участках: в Верхнекетском, Тегульдетском и Бакчарском районах. В Тегульдете лес валят на двух участках. Работа здесь ведется с 2002 года силами местного леспромхоза по договору с ООО «Хенда-Сибирь».

Перед тем, как отправиться в вахтовых поселок, расположенный вблизи деляны, мы заглянули к директору ООО «Леспромхоз Тегульдетский» Сергею Забелову. Контора леспромхоза расположена на тихой улочке села Тегульдет. В помещении тепло и уютно, на столе горячий чай с конфетами. На диване по-хозяйски вольготно улеглась такса. Время от времени песик утыкался носом мне в ноги, требуя внимания и угощения. Сергей Иванович ознакомил Анатолия с ежедневной сводкой о ходе текущих работ.

- Лесозаготовительный сезон длится ориентировочно с 1 сентября по 25 марта, за это время мы должны заготовить запланированное количество сортимента и хлыстов, - уточнил он. - Работают две вахты. Имеется вся необходимая техника, включая американские валочно-пакетирующие машины «John Deere», канадские «Tigercat» и финские комплексы «Ponsse». На сегодняшний день заготовили немного меньше, чем рассчитывали, но план выполним в срок. Если говорить об объеме заготовки нынешнего сезона, то он остается на уровне прошлого года.

Среди проблем, с которыми лесозаготовители оказались лицом к лицу, директор назвал перебои со снабжением запчастями для ремонта техники. В частности, в Томске в связи с санкциями был закрыт сервисный центр «Ponsse», поэтому ремонт приобретенной у этого дилера техники теперь производится собственными силами. Так как все лесозаготовительные машины импортные, после введенных санкций поставка запчастей была приостановлена. Если детали и удается отыскать, то по заоблачным расценкам. Конечно, это замедляет рабочий процесс. Да и срок службы техники сокращается ввиду отсутствия сервисного обслуживания. 

Наглядно показав на карте расположение двух участков - южной и восточной вахт - Сергей Забелов выделил нам с Анатолием провожатого, своего заместителя Александра Новикова. С ним мы и отправились на экскурсию по таежным уголкам, где расположены вахтовые поселки и сами деляны.

 

По бывшей узкоколейке

От конторы до одного из вахтовых поселков 38 километров по зимнику. Раньше здесь проходила узкоколейная железная дорога, центральная магистраль которой уходила в Красноярский край (в 90-е годы, когда лесоперерабатывающая отрасль оказалась в упадке, все рельсы постепенно перекочевали в пункты приема чермета). С приходом в эти края ООО «Хенда-Сибирь» дорогу перепрофилировали под автомобильный транспорт. На всем ее протяжении есть разметка по километражу. Это сделано для того, чтобы водители могли сообщать друг другу о своем передвижении. Поскольку дорога узкая, разъехаться на ней можно только в обустроенных для этого местах. Весь транспорт предприятия снабжен рациями для оповещения.

- Вот здесь у нас недавно валочная машина увязла, - показывает Александр Новиков на участок за обочиной. - Вес у них под 30 тонн, поэтому тонут основательно. Делали настил, вытаскивали бульдозером и лесопогрузчиком, как обычно. Места тут болотистые, с виду вроде поляна, а заезжают и вязнут. Все потому, что из-за дождливого лета и осени торфяники нынче не промерзли, как следует. Из-за этого затопило все деляны в тайге. Мы вынуждены были на два месяца приостанавливать валку и вывоз сортимента, так как техника попросту тонула. Конечно, такие обстоятельства затрудняют лесозаготовку.

 

Как живешь, вахтовик?

Прибыли в поселок. Здесь в семи балках живут одновременно 54 человека, через две недели бригада сменяется следующей. В другом поселке установлено 20 балков, и народу, соответственно, больше. Всего в Тегульдетском ЛЗУ заготовкой леса занимаются до 300 человек, в летнее время трудится около 150.

В поселках имеются свои дизельные электростанции и вышки сотовой связи, поэтому с электричеством проблем никаких, как и с интернетом. Воду привозят из буровой скважины, пробитой еще в 1956 году и пользующейся большим спросом среди местных жителей. Желающие набрать бесплатной термальной минеральной воды, из которой в селе Зырянском производят знаменитую «Омегу», приезжают не только из соседних районов, но и из областного центра.

На полянке между балками красуется елка, наряженная световозвращающими шариками. В ночное время от света фар она сияет так, что за три версты видно.

Большинство рабочих во время нашего визита были на делянах. В поселке мы застали слесаря Константина Серегина, который затачивал цепи. Помимо этого в его обязанности вот уже 23 года входит ремонт шин, цепей, фитингов, изготовление рукавов высокого давления и многое другое.

- Слесарь вроде бы и должность невеликая, но на самом деле от его работы зависит очень многое, - хвалят его коллеги. - Ведь он делает все для того, чтобы лесозаготовительный процесс шел бесперебойно. По большей части весь ремонт вышедшей из строя техники производим самостоятельно, так что слесарь у нас незаменим.

Рабочий день вахтовика - с 8 до 20 часов. Начинается он, как и положено, с самого важного - с завтрака. Под столовую и кухню отведен отдельный балок, как и для бани. А вот трудовой день поваров начинается гораздо раньше - в пять утра.

- На завтрак готовим молочные каши, бывают мясные блюда, отвариваем яйца, - рассказывают о разнообразии меню Галина Кулеева и Любовь Трофимова. - Белки, жиры, углеводы - все учтено. На обед и ужин непременно первое, второе и салаты. В перечне блюд очень много наименований, всего и не счесть. Кормим наших мужчин вкусно и сытно, ведь у них тяжелая работа, нужно много энергии. Выпекаем булочки с повидлом, жарим пирожки и беляши. Дважды в день заводим тесто на хлеб: в сутки «уходит» 20 буханок. Для тех, кто в лесу на смене, собираем сухпайки: запеченные окорочка, котлеты, сало, пироги… В общем, голодными они не бывают, готовим, как для себя.

- Особенно у прекрасных дам борщ хорош! - поддержали поваров несколько вахтовиков, как раз подошедших на обед. - Беляши жарят бесподобные, просто во рту тают! И каждый день все разное готовят, это хорошо. А то дома, бывает, по три дня одна и та же кастрюля супа. На вахте нас балуют!  

 

Пробираясь сквозь чащу

Отобедав, мы направились на одну из делян, что в пяти километрах от поселка (всего на южной вахте действует три валочных комплекса, на восточной - пять). Здесь удалось отвлечь от работы одного из операторов валочной машины - Эмиля Зайнагутдинова. На предприятии он работает седьмой сезон. Учился в Тегульдетском филиале Асиновского техникума промышленной индустрии и сервиса, работает по специальности. По его словам, работа несложная, главное быть внимательным и не лениться. Зимой занят на валке леса, летом - на раскряжевке на сортимент. Ручного труда здесь практически нет, весь процесс автоматизирован и выполняется валочным комплексом. 

На другую деляну мы пробирались через такие дебри и буреломы, что через 500 метров силы чуть было не покинули ставшего вдруг немощным корреспондента. А вот наш китайский друг Анатолий, несмотря на солидный возраст, оказался довольно резвым. «Все дело в привычке, - засмеялся он, перепрыгивая через поваленные бревна и пригибаясь под ветками. - Я часто бываю в тайге, где вместе с коллегами пешком обхожу не по одному десятку километров, поэтому деваться некуда: приходится быть выносливым».

Добравшись, наконец, до валочного комплекса, мы познакомились с мастером лесозаготовки Евгением Логуновым. Он рассказал, что контролирует работу валочно-пакетирующих машин, трелевочных тракторов, погрузку и т.д. Площадь данной деляны - 50 гектаров, здесь планируется заготовить 7 тысяч кубометров древесины. Издалека понаблюдали за процессом валки леса. Как объяснили мне специалисты, харвестер сначала подпиливает ствол у основания, затем подхватывает его посередине, разворачивает в нужную сторону и укладывает в определенном порядке. После прохождения всей деляны лес трелюют скиддерами, т.е. транспортируют.  После вырубки хлысты вывозят с делян на буферный склад, где может храниться до 500 тысяч кубометров. С мая по октябрь здесь будут раскряжевывать лес на сортимент, затем его перевезут на склады Асиновского лесопромышленного парка.

Проезжая мимо буферного склада через 40 километров от деляны, мы увидели кажущиеся бесконечными штабеля спиленного леса. По словам нашего экскурсовода, здесь сейчас находится около 200 тысяч кубометров древесины.

На обратном пути уже смеркалось. Закат окрашивал небо во все оттенки красного, а последние лучи солнца отчаянно цеплялись за макушки елок, словно желая задержаться хоть на минутку. На снегу то тут, то там виднелись заячьи следы и кого-то покрупнее. «Медведей в наших местах не так много, но в одиночку мы за клюквой да за орехами не ходим, - то ли успокаивает Александр Новиков, то ли наоборот. - Вот в прошлом году был случай, когда в лесу человека медведица задрала. К сожалению, если встретился с волками или медведем в лесу, то шансов уйти очень мало». Показал видеозапись с другой вахты. Водитель снял на смартфон, как по дороге впереди автомобиля бежала целая стая волков!

Дух захватывает от всех этих картин, от кристальной красоты природы, от ощущения бесконечного простора тайги, в которой пока что хватает места всем: и зверю, и человеку…