Функционирование сельских малокомплектных школ в России - проблема не новая. Не обходит стороной она и Асиновский район. За последние 10 лет закрылись образовательные учреждения в Первопашенске, Филимоновке, Причулымском и пр.
Вот уже два года обсуждается вопрос о работе школы в селе Больше-Дорохово. Но особенно остро он встал сегодня, перед новым учебным годом, когда педагоги, дети и родители пребывают в неизвестности: начнется учебный процесс с 1 сентября в стенах родной школы или учеников переведут в одно из образовательных учреждений соседних населенных пунктов.
Жители бьют тревогу: сегодня закроется школа, а завтра зачахнет и село. Инициативная группа родителей настояла на общем собрании с участием руководства района и управления образования, которое спешно организовали 7 августа.
Действительно, вопрос встал ребром. Это на встрече подтвердил и глава района Николай Данильчук.
- Мы еще два года назад понимали, что ситуация критическая, когда искали кандидата на должность директора, - обратился он к присутствующим. - К тому же оставляла желать лучшего организация учебного процесса и укомплектованность штата. Вы все знаете, что ваши учителя универсальны и вынуждены вести по нескольку различных предметов. О подборе кадров должен был заблаговременно позаботиться руководитель учреждения. Очень досадно, что исполняющей обязанности директора Марине Викторовне Зюзиной этого сделать не удалось, и сегодня она не присутствует на данном собрании.
- Школа малочисленная, здесь обучается сегодня 49 ребят, - пояснила начальник управления образования администрации Асиновского района Екатерина Анучина. - К тому же в последнее время учреждение показывает низкие образовательные результаты и не соответствует современным стандартам. Это не говорит о том, что учителя плохо учат, это следствие больших нагрузок, которые ложатся на плечи педагогов. На сегодняшний день ребят, которые учатся на четыре и пять, всего 8 человек, в основном из начальных классов. А к 9 классу большинство скатывается на тройки. И выпускникам этой школы довольно сложно конкурировать с другими ребятами. Получить профессию им тоже непросто, потому что средний балл оценок в аттестате для поступления в техникумы и колледжи достаточно высок, я уже не говорю о вузах. Таким образом, Большедороховская школа по образовательным показателям тянет муниципалитет вниз. Где брать учителей - задача масштабная, и касается не только вашего села. На сегодняшний день в школе вообще отсутствуют преподаватели по основным предметам: математике и русскому языку! Насильно заставить людей идти работать в школу мы не можем. Даже действующая программа «Земский учитель» в полной мере не решает эту проблему. И даже если специалисты приезжают, сельским школам они предпочитают асиновские.
Руководство района предложило селянам выбрать для ребят одну из близлежащих школ, соответствующих всем образовательным стандартам: в селе Ягодном или городские школы №№5, 1. Обеспечить подвоз детей сегодня не проблема, ведь в каждом учреждении есть свои автобусы. Расстояние до школ относительно небольшое, но, конечно, такой вариант жителей села не устраивает, они аргументируют, что ребенок должен учиться по месту жительства, рядом с домом.
- Я мама троих детей. Один из них - с ограниченными возможностями здоровья, он нынче должен перейти в 9 класс, - говорит Нина Павловна Высокина. - Мы с семьей переехали из Зырянского района, что называется, поближе к цивилизации, и поселились в Больше-Дорохове. Работа есть, школа с заботливыми и отзывчивыми учителями, дети их очень любят. Старшая дочь была хорошисткой, уже окончила в Томске лицейский класс ФСБ. Жизнь здесь была комфортной до сегодняшнего дня, пока мы не узнали, что у нашей школы нет будущего. Конечно, теперь и дети, которые уехали получать профессию, сюда уже точно не захотят возвращаться.
- Мой ребенок учится во втором классе, - подхватила еще одна жительница. - В этом возрасте дети еще несмышленые, и перспектива, когда они ежедневно будут уезжать из дома в другой населенный пункт, будучи совершенно оторванными от дома, совсем не радует. Кто-то говорит, что у нас в селе плохое образование. Разве ребенок, перейдя в чужую школу, в чужой коллектив станет лучше учиться? Да и такое большое здание останется пустовать! Уж не такая у нас выморочная деревня, чтобы оставлять ее без школы!
В разговор вмешались педагоги, которые заверили, что они активно ищут необходимых специалистов и уже нашли нескольких преподавателей. Дело за малым - оформить документы.
- Я всегда против оптимизации, если ее можно избежать, - обратился Николай Данильчук к родителям и педколлективу. - Мы понимаем, что проблема будет возникать постоянно. В мае мы уже встречались с вами на собрании, обсуждали данные вопросы и снова готовы пойти на компромисс.
- Если до 16 августа (надо понимать, что сроки поджимают и учебный год на носу) в школу будут официально трудоустроены недостающие педагоги, мы сохраним учреждение, - резюмировала долгие обсуждения заместитель главы по социальным вопросам Ольга Булыгина. - Но при этом преобразуем его в филиал СОШ с. Ягодное, так как вопросы аттестации руководителя и организации хозяйственной деятельности все равно останутся открытыми. Если этого сделать не удастся, то вам предстоит выбор между предложенными вариантами соседних школ.
Что ж, судьба школы должна решиться в течение полутора недель. Ждем.
Алена МЕРЕНКОВА