Развитие прогресса с течением времени идет немыслимыми темпами. Если еще некоторое время назад только фантасты могли позволить себе рассуждения об изобретении телевидения, покорении космоса и умных машинах, во многом превосходящих интеллект человека, то сегодня все это стало неотъемлемой частью нашего существования. Кажется, еще вчера мы играли в тетрис, и пейджер казался изобретением века, а ныне уже кнопочный мобильный телефон считается архаикой. Специалисты отмечают, что с наступлением эры Интернета цифровизация планеты развивается по каким-то неведомым человечеству законам, охватывая все стороны нашей жизни.
Она занимает главенствующие позиции в производстве товаров народного потребления, в экономике, в интеллектуальной и социальной сферах, особое место ей отводится в военном деле. Казалось бы, все прекрасно! С наступлением компьютерной эры многие процессы при обеспечении жизнедеятельности, организации культурного отдыха и удовлетворении прочих бесчисленных потребностей человека значительно облегчаются.
Благодаря цифре нам удается с минимальными умственными и физическими затратами за короткий промежуток времени проделывать огромную работу, которая без этого умного и неприхотливого помощника отняла бы недели, месяцы и даже годы. В общем, если особо не задумываться, то можно безоговорочно согласиться с теми, кто делает основную ставку на то, чтобы в ближайшем будущем полностью заменить человека машиной. Отвергая при этом концепцию тех же фантастов, которые предрекают уничтожение роботами земли.
Можно отмахнуться от столь печального сценария развития цифровизации, но сами разработчики искусственного интеллекта с беспокойством отмечают, что мощности ИИ растут в геометрической прогрессии. Только за последний год он сумел «поумнеть» сразу на полторы тысячи процентов. И если при создании авторы проекта не удосужатся заблаговременно заложить в него, так сказать, филантропические настроения, а напротив, придадут ему некие «людоедские» функции (что, кстати, уже делают ученые на Западе), то последствия могут принять катастрофический характер. С которыми сам человек справиться уже не сможет. Одолеть такого монстра будет под силу лишь такой же машине со специальным программным обеспечением. Но нет никаких гарантий, что найдутся такие гении, которые грамотно смогут подобрать ключики к роботам-убийцам, оснащенным еще и специальной защитой от встречных атак…
Кто главнее: человек или машина?
В России много говорится о наших извечных ценностях, об особом укладе жизни, многовековых традициях. Мы ссылаемся на историю, которая подчеркивает неприятие русскими теории человеконенавистничества, особые добрые отношения между людьми и способности самопожертвования ради ближнего своего. То есть, мы проповедуем идеи правды, добра и мира и выступаем противниками стяжательства и получения выгоды любой ценой. Русские люди в силу своего менталитета готовы и хотят оставаться людьми при любых обстоятельствах. И навязывание им западной идеологии, когда для достижения целей все методы хороши, воспринимаются без восторга.
Но это применительно для простого народа. Однако, к глубокому сожалению, обществом управляют не какие-то там абстрактные настроения масс, а конкретные личности. При чем, эти «Богом избранные» персоны не считают своим долгом советоваться с народом и зачастую действуют вопреки и логике, и здравому смыслу, и желанию своего электората.
Яркий пример этому - решение правительства о разработке программы «Цифровая экономика Российской Федерации», которая подразумевает ускоренное развитие этой самой экономики. По примеру наших западных «коллег», мы решительно встали на путь отказа от реализации человеческого потенциала и приняли за основу европейские постулаты, обязывающие гражданина подчиняться машине.
Очень часто в истории было, что в моменты массового психоза вводились методы управления, которые ставили общество под более жесткий контроль. Мы часто говорим о том, что во многих странах мира уже узаконена слежка и за простым обывателем, и чиновником средней руки, а также и представителями властных структур. Говорим об этом с долей некоторой иронии, подразумевая, что у нас-то все совершенно не так, и до тотальной слежки за населением дело не дойдет.
Однако в России уже более трех лет идет цифровая трансформация, по значению равная революции. Когда говорят о цифровой экономике, речь идет не об экономических вещах, а именно о трансформации общества. Неслучайно при введении вышеуказанной программы нас сразу предупредили, что произойдут изменения во всех сферах. И в первую очередь - в сознании человека.
В свое время Михаил Мишустин, возглавляя Федеральную налоговую службу, способствовал созданию всеохватной статистической базы. На платформе ФНС организовали единую базу ЗАГСа. А следом стали создавать реестр населения России. Соответствующий Федеральный закон «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении РФ» был принят Государственной Думой. Произошло это без подобающего обсуждения в обществе и вопреки критике со стороны ФСБ, с которой документ не был согласован. При этом было полностью проигнорировано и то, что против него выступили широкие круги научной общественности, силовики и деятели культуры. Они указывали, что закон этот является крайне опасным, антиконституционным, нарушающим права и свободы человека и гражданина и представляющим угрозу для национальной безопасности.
Регистр создает основу для монополизации всего информационного поля. Каждый человек при этом получает персональный идентификационный номер, который в итоге заменит паспорт и все остальные документы. Но главное, с учетом зависимости России от зарубежных производителей (делается все не по нашим технологиям, а по чужим стандартам), создаются беспрецедентные возможности для геополитических противников и их спецслужб по сбору информации о гражданах РФ. Перевод всех процессов в цифру привел к тому, что появились совершенно новые риски, не свойственные другим формам взаимодействия. Утекают персональные данные, злоумышленники вторгаются в сети, и много других аспектов, к которым общество не готово.
Цифровой концлагерь
Может быть, для правящей элиты стал интересен опыт Китайской Народной Республики? С 2015 года Поднебесная развертывает систему тотального цифрового контроля над населением, основанную на технологиях искусственного интеллекта и комплексах распознавания лиц. Сегодня в министерство общественной безопасности КНР стекаются данные с 600 миллионов видеокамер, установленных по всей стране. Они работают на продвинутом программном обеспечении, способном в реальном времени идентифицировать практически любого человека, появившегося в зоне наблюдения. От идентификации не спасает даже медицинская маска на лице - искусственный интеллект уже научился делать индивидуальные «слепки» внешности, используя минимальные данные. В рамках проекта каждый человек может набирать или терять баллы в зависимости от поведения. Баллы учитываются на индивидуальной электронной карточке, выполняющей роль удостоверения личности.
Например, человек с недостаточным количеством баллов не сможет попасть в некоторые учреждения или отдельные районы города - его попросту не пропустит система контроля. При этом баллы всегда можно заработать, доказав свою приверженность коммунистическим идеям. В перспективе доступ китайцев к интернету, устройство на работу, аренда или приобретение жилья станут невозможными без цифрового личного идентификатора. Начисляя и снимая баллы, а также отслеживая перемещения карточки с чипом, государство сможет контролировать повседневную жизнь гражданина даже на бытовом уровне.
Хотят ли россияне так жить, постоянно чувствуя себя под колпаком, и зарабатывать необходимые баллы для того, чтобы доказывать и власти, и обществу свою благонадежность и профпригодность? Никто у нас об этом не спросил. А сразу приступили к эксперименту. Правда, власти все же анонсировали создание к 2023 году единого цифрового регистра населения, который будет представлять собой огромную электронную базу данных граждан. Государство активизировало развитие Единой биометрической системы, в которой соберут фотографии и образцы голосов россиян. В единый регистр аккумулируют более 30 видов сведений на каждого гражданина: записи акта гражданского состояния, номера дипломов и аттестатов, местожительство, СНИЛС, ИНН и множество других данных. Что касается Единой биометрической системы, то чиновники намерены в ближайшее время резко ускорить сбор этих данных, чтобы достичь показателя в 70 миллионов человек - фактически, это все активное население России. Для этого Минцифры предложило закрыть удаленный доступ к ряду госуслуг для граждан, не сдавших биометрию.
Россию силком тащат в дивный мир цифры. То, что гражданам такое решение не по нутру, там, наверху, никого особо не волнует. Власть строит новый мир. Мир тотального надзора некоего искусственного интеллекта над гражданами. Мир цифрового концлагеря. И тут возникают закономерные вопросы. Нужно ли народу это цифровое государство-надсмотрщик? Но главное, нужен ли цифровому государству сам народ? В этом цифровом мире найдется ли место человеку?
Какое будущее нас ждет!
Спецпредставитель президента по цифровому развитию Д.Н. Песков (не путать с пресс-секретарем президента Д.С. Песковым) сразу после назначения на новую должность стал хладнокровно пересчитывать ненужных в нашем государстве людей. «В нашей стране, - говорит он, - живут 145 миллионов человек. Вклад в ВВП вносят официально меньше 70 миллионов. Если посчитать по нормальным методикам, то около 20 миллионов. А если очень хорошо посчитать, то 10 миллионов человек. Все остальные - это люди, которые сформированы как искусственная занятость. Лишние люди, ненужные специальности. Охранники, бухгалтеры, чиновники и многие-многие другие». Этим лишним Песков сразу нашел новое применение: они будут обслуживать тех, кто взобрался на самый верх по карьерной лестнице…
Ярый сторонник внедрения ИИ во все сферы жизни, безоговорочно поддерживающий инициативы правительства по цифровизации страны, банкир Герман Греф полностью согласен с доводами Пескова о наличии в стране лишних специалистов и проведении всеобщей оцифровки населения. Уместно будет привести ответ Грефа корреспонденту одного из ведущих изданий страны на вопрос, как он относится к народовластию. «Вы говорите страшные вещи, - ответил Герман Оскарович. - Вы предлагаете передать власть в руки населения? Как только люди поймут основу своего «я» и самоидентифицируются, манипулировать ими станет чрезвычайно тяжело. Как управлять таким обществом, где все имеют равный доступ к информации, получают непрепарированную информацию через аналитиков, политологов и СМИ. Как в таком обществе жить? Мне от ваших рассуждений становится страшновато. Честно говоря, мне кажется, вы не вполне понимаете, что говорите...».
Герман Греф известен тем, что, работая в правительстве, неуклонно следовал наставлениям американских советников, принимал непосредственное участие в уничтожении российской экономики, продаже за копейки госсобственности и природных ресурсов, служил проводником либеральных идей младореформаторов. Надо так ненавидеть страну и свой народ, чтобы на протяжении всей сознательной жизни прилагать максимум усилий для развала России и превращении граждан страны в безликую толпу, лишенную материальных благ, прав и свобод! Сегодня этот прозападный перевертыш возглавляет всего лишь некий отдельный финансовый институт, но он умудряется оттуда диктовать власти, куда ей идти и к чему стремиться. Укрепив банковский бизнес, основанный на принципах ростовщичества, где главное - это обобрать кредитора до нитки, Греф решил распространить свое влияние на все сферы нашей жизни.
- На пути создания экосистемы мы удовлетворяем почти все ключевые нефинансовые потребности. Мы перестали быть только банком. Мы трансформируемся в Сбер. Сегодня миллионы клиентов пользуются новостным и развлекательным контентами, заказывают доставки из магазинов и ресторанов, добираются в любые точки городов на такси и получают квалифицированные онлайн-консультации по медицинским вопросам. Для нашей команды нефинансовый бизнес стал регулярным, - так прокомментировал результаты своей кипучей деятельности вне банка Герман Оскарович.
При этом заметим, что глава Сбера умудряется всеми правдами и неправдами насаждать свои идеи поголовной цифровизации и в промышленности, и в медицине, и в образовании. В общем, этот проныра фактически уже диктует всем и каждому свои условия, как жить. В своем воображении он уже нарисовал будущее России. Это будет мир, в котором человек станет свободным от любых зависимостей: от детей, национальности, пола, гражданства и всего остального. Но, признаюсь, очень не хотелось бы жить по правилам, которые пытаются нам навязать помешанные на цифре господа типа Грефа или Пескова и отдельные чересчур продвинутые правительственные чиновники.
Виктор КЛЮЕВ