Там, на неведомых дорожках

У всех когда-то в жизни наступает момент, когда хочется все бросить, убежать далеко-далеко, забыться и перезагрузиться. В такой ситуации оказался и наш собкорр Станислав Глущенко. Именно в это время его знакомый Алексей Гапонов, представитель Томского отделения Русского географического общества, предложил несколько дней провести вдали от цивилизации в поисках озера Лихачево-Белое в Молчановском районе с заездом в Могочинский монастырь. Дороги до водоема от ближайшего населенного пункта практически нет, только направления. Сотовая связь там тоже отсутствует. Отличная идея, в путь!

Вместо дорог - направления
Собрался быстро: к рюкзаку с припасами на три дня прикрепил спальник и турковрик, и вот уже готов навстречу приключениям. Сбор в Томске. В группе пять экстремалов. Погрузили на прицепы два больших снегоболотохода (для представления об этой технике отметим, что диаметр колес 1,2 метра!). Один из вездеходов как раз шел на тест-драйв. Уже переезжая по мосту и потеряв из прицепа ни к чему не прикрепленный спальник, наш герой понял, что приключения только начинаются. И как же был прав!
Сначала путь до Нарги (более 200 км), затем паромом переправлялись через Обь в Могочино. Узкие улочки вели к женскому Свято-Никольскому монастырю. Из-за высокой кирпичной белой стены возвышалось большое здание, смотревшее на путников узкими оконцами келий. Поблескивали маковки церкви. В Могочино выгрузили вездеходы, здесь же оставили автомобили с прицепами. Дальше по бездорожью отправились проверить технику на Семиозерье (так называется местность с семью водоемами, расположенная между реками Обь и Чулым), а там и до пункта назначения - озера Лихачево-Белое. Карта в навигаторе показывала, что недалеко от деревни Сулзат должна быть прямая дорога через болота и старые лесосеки. Выдвинулись по ней. Правда, оказалось, что это было лишь направление. Спустя десяток километров (а по болотам средняя скорость техники составляет всего 3-7 км в час) один из вездеходов угодил в разрезанный ковер болота и ухнул передними колесами почти по кузов в воду. Лебедку зацепить практически не за что, хилые деревца сами еле цеплялись корнями за трясину. Выгребли с трудом. Еще одна подобная ситуация в пути заставила все же вернуться на сухую песчаную дорогу, с которой путешественники так уверенно свернули. Здесь и остановились на ночлег, разбив палатки и сварив, наконец, ужин.
Наутро выдвинулись по другому пути, по старой узкоколейке. Лес то сгущался, то светился проплешинами опушек. Каково же было удивление и даже страх, когда в этой глуши навстречу им попался огромный железный монстр с щупальцем - харвестер. Пришлось немало потрудиться, чтобы разъехаться на узенькой дорожке.
Спустя несколько изнурительных часов в кузовах болотоходов они все же добрались до заветного места. Какая же здесь царила красота! Среди тайги и болот чистейшее озеро с песчаным дном. Выложенный из досок мостик, ведущий к глубине водоема, так и манил разбежаться и плюхнуться в синеву прозрачной воды.
- Это я, быстро раздевшись, и поспешил сделать, смыв с себя пыль и грязь дорог, - улыбается наш собеседник - На полянке - добротный домик и банька. Правда, все это заперто массивными замками. Ломать их, конечно, и не думали, но подобрать ключик из имеющейся связки от дома и работы все же попробовали. И вот удача, баня отперта! Пока возились с палатками и натапливали парилку, один из товарищей, накачав лодку, выудил из озера большую щуку и пяток отменных карасей. Уха на костре удалась на славу. Сытых и напаренных, нас клонило в сон, и мы сами не поняли, как оказались в его объятиях.
В этом практически нетронутом цивилизацией райском уголке хотелось задержаться подольше, но экспедиция рассчитана всего на три дня. Пришлось возвращаться, но теперь уже другим путем, сделав большой круг через болота, дорогой, сплошь затянутой молодым подростом. Ветки хлестали по лицу, если не успевали прикрыться руками. Приходилось не раз останавливаться, чтобы прочистить путь от упавших деревьев, возвращаться и вновь искать направление следования. И так радостно было оказаться у небольшой речушки, укрывавшейся за высокой осокой!

Форсирование реки
Требовалось перебраться на другой берег. Отыскали подходящее место - пологий спуск и подъем на другой стороне, рядом дерево на случай, чтобы зацепиться лебедкой.
- Нам с руководителем экспедиции Алексеем Гапоновым предстояло форсировать реку первыми, - делится начинающий путешественник. - Я должен был держать прикрепленный к машине трос, чтобы, подплыв к противоположному берегу, перепрыгнуть на землю и изо всех сил притянуть ее к себе. Но все пошло не так. Вездеходы взревели, адреналин закипел, спуск! Стук сердца в ушах стоял такой, что я ничего не слышал и не видел вокруг. Первые колеса зашли в воду, но тут же плюхнулись и задние, и я понял - мы плывем! От этого сжался еще больше. Ощутил, что веревка почему-то выскальзывает из рук, потом стало понятно - она наматывается на колесо. Кое-как ее удалось размотать. Но течением нас уже снесло метров на 20 от точки захода. А при попытке разворота услышали «плюх» - это в воду упал незакрепленный кейс с дорогостоящим видеооборудованием (ситуация с потерянным спальником на мосту нас, как оказалось, ничему не научила), и задачей стало как можно быстрее выловить его. Слава Богу, с этим мы оперативно справились, оборудование не пострадало. Но теперь мы потеряли управление и просто плыли. Далее как в кино, мы с Алексеем машем руками и кричим: «Помогите!». Довольный оператор снимает красивые кадры наших мучений, водитель второго вездехода впал в ступор…
Пришлось просто отдаться течению и ждать пологого участка берега. Чтобы сделать этот процесс контролируемым, Алексей перебрался на другой берег с тросом и шел рядом. А Стас просто плыл на вездеходе. Спустя некоторое время увидели что-то вроде разрушенной переправы в виде металлических труб, уходящих из воды к суше.
- Поменялись с Алексеем местами, теперь он перебрался на машину, а я, раздевшись до трусов, плюхнул в воду и, цепляясь руками, ногами и зубами, взобрался по илистой грязи на «материк», - продолжает наш собеседник. - Сквозь высокую осоку разглядел оператора, значит, второй экипаж уже форсировал водоем. Но через мгновение увидел из-за поворота реки, как второй вездеход так же беспомощно дрейфует, как и мы. Теперь спасать нужно было уже два авто!
На счастье, впереди к реке примыкало небольшое озеро с узким обмелевшим проходом. Это был единственный шанс вытянуть вездеходы на сушу. «Тина, болото - на все наплевать, смело прыгаешь и изо всей дури тащишь махину на себя», - говорил ему Алексей.
Станислав Глущенко, увязнув по колено в грязи (для большего сцепления с землей), что есть мочи потянул махину на себя. Техника поддалась, причалила под нужным углом и, зацепившись передними колесами за грунт, выбралась на сушу.
Спасение второго экипажа оказалось не менее захватывающим. Его застали на вездеходе уже критически накренившимся у вышеобозначенных труб. Стасу пришлось нырять, чтобы зацепить трос лебедки, и, стоя по шею в воде, удерживать заднюю ось для нужного разворота. Их старания увенчались успехом.
Наконец, снова двигались по суше, отыскав заброшенную дорогу. Примерно через час пути остановились на привал. Немного придя в себя, обсуждали промахи и победы. Но одно было ясно: без этих приключений путешествие не стало бы таким экстремально-запоминающимся.

Под сенью монастыря
Изучая карту в навигаторе, Станислав увидел, что в нескольких километрах находится некогда опустевшее селение Волок, где строится мужской монастырь. Он много слышал об этих местах и даже одно время пытался сюда попасть, но что-то останавливало. На этот раз все складывалось удачно.
- Пробираясь сквозь бурелом пешком, достиг монастыря, - продолжает рассказ Станислав Глущенко. - На подходе встретил настоятеля отца Владимира. Познакомились, поговорили. Я побывал в храме на службе, куда как раз привезли икону Казанской Божьей Матери. А после он поведал много интересного о создании монастырей в Могочино и Волоке. Провел экскурсию вокруг храма, за которым находится кладбище репрессированных.
В советское время на этих землях жили и трудились на лесоповалах ссыльные и переселенцы, а также коренные северные языческие народы. Сельские кладбища хранят молчание о тяжестях бытия переломанных советских судеб.
В 1989 году в Могочино был основан Свято-Никольский монастырь. Но так как место это отдаленное, и сюда в лихие 90-е шли искать спасения в вере и мужчины, и женщины (даже с детьми), никому не могли отказать в пристанище. Так и жили несколько лет, разделив монастырь на мужскую и женскую половины. Но это противоречило православным канонам, поэтому в 2002 году в соседнем селе Волох начали строить отдельный монастырь для мужчин. Работы ведутся по сей день. Здесь трудятся вольнонаемные специалисты. Для них на берегу реки Анга построена гостиница и большая трапезная.
Как рассказала монахиня, которая служит в трапезной при мужском монастыре, планы грандиозные! Получено благословение от Патриарха на строительство Сибирской лавры на этом месте. Длина огораживающей стены по периметру предполагается 3,5 километра. Это будет крупнейшая лавра в России!
- Какие же там царят красота и умиротворение! - восхищается наш собеседник. - Побыв в монастыре совсем немного, чувствуешь какое-то облегчение, очищение и просветление. Никакой суеты и спешки, все кажется простым: трудись да созидай, радуйся результатам своих трудов… Вскоре подъехали и мои спутники. Монахиня и послушницы радушно встретили всех, накормили обедом. Все здесь свое, доморощенное: овощи с огорода, хлебушек из своей муки, молоко, маслице, сыр - от коровок. И не было ничего вкуснее этих яств, приправленных добротой и открытостью…
Еще немного побеседовав с местными, наши путники покинули монастырь, поспешив на паром. Нужно было возвращаться домой. Могочино - Нарга - Томск. Домой прибыли уже глубоко за полночь. Уставшие, но счастливые и полные впечатлений.
- Теперь я знаю, как сбросить с плеч весь груз забот и снять стресс, - смеется Станислав Глущенко. - Нужно создать себе другую стрессовую ситуацию, в которой понимаешь, что есть иная ценность, которой следует дорожить - это сама жизнь, со всеми ее перипетиями и неудачами. Преодолевая их, мы становимся только сильнее.

Записала Алена МЕРЕНКОВА