В Асиновский район снова пришли вести о гибели наших земляков. Грузом-200 возвращаются Алексей Александрович Воронцов, Дмитрий Анатольевич Чернышов и Вадим Владимирович Зиновьев.
Похоронка на младшего сержанта Д.А. Чернышова 1995 года рождения пришла в село Батурино. Дмитрий был мобилизован в октябре прошлого года из города Томска, так как на тот момент проживал в областном центре. Сначала учебка в Елани, затем направили «за ленточку». По словам мамы солдата, Татьяны Николаевны, парнишка после окончания школы проходил срочную службу в разведке и очень огорчился, что был направлен по мобилизации в мотострелковый полк. С группой парней вызвались обучаться саперному делу.
- На мои уговоры отказаться от этой опасной профессии сын сказал, что саперы здесь одни из самых востребованных, - вспоминает Татьяна Николаевна. - Он понимал значимость своего выбора и был непреклонен.
Вместе с Дмитрием во время частичной мобилизации были призваны его односельчане и друзья детства Олег Криволапов и Вадим Зиновьев. Жили рядышком, помогали друг другу в домашних делах, озорничали. Все они уже давно покинули свою малую родину Батурино и связь поддерживали дистанционно. Вадим обзавелся семьей в Томске, подрастала маленькая дочь (сейчас ей всего 1,5 годика). В город переехала и мама Вадима, Наталья Геннадьевна.
- У него золотые руки, - говорит супруга Дарья Зиновьева. - Он ремонтировал и даже проектировал вездеходы. Строили большие планы на жизнь…
Конечно, и на войне парни держались вместе. Собрали команду саперов, были ребята из Зырянки, Стрежевого. Служили на Авдеевском направлении. Все трое в июле-сентябре были ранены. Олег лишился руки и ноги, а у парней были неглубокие раны, поэтому они остались в расположении. И дальше занимались разминированием дорог, троп и захваченных неприятельских позиций.
Но в этот злосчастный день, 4 октября, группа ребят-саперов выехала на полигон для тренировок. И их буквально засыпало сбросами с квадрокоптеров. Двое - Дмитрий Чернышов и Вадим Зиновьев - погибли сразу. Несколько человек ранило.
Среди тяжело раненых бойцов оказался еще один наш земляк - уроженец села Новониколаевка Алексей Воронцов 1990 года рождения. Позже его транспортировали в реанимацию близлежащей горбольницы. Товарищи солдата позвонили супруге Алексея Юлии Воронцовой и сообщили о произошедшем. Та сразу выехала к мужу, но не успела… После прохождения таможни на границе с ДНР ей сообщили, что Алексей не выжил. Юлия все же добралась до больницы.
- Алексей всегда говорил: не верь никому, что я погиб, пока своими глазами не увидишь тело, - рассказывает Юлия. - Все морги в городе обошла, пока нашла мужа…
Алексей Воронцов прибыл в полк на пополнение, добровольно подписав контракт в июле 2023 года. Так как ранее он проходил после «срочки» службу по контракту в Юргинской бригаде и даже участвовал в боевых действиях на Украине в 2014 году, его, младшего сержанта, здесь назначили командиром отделения саперно-инженерного подразделения. Так попал к своим землякам. А 4 октября они все вместе попали под обстрел. Только Алексей еще боролся за жизнь три дня. Безуспешно…
У него осталась молодая красавица-жена и четверо ребятишек. Две дочери 10 и 8 лет и два сына (4 года и 7 месяцев). Алексей был единственным сыном у мамы Любови Леонардовны Воронцовой и единственным мужчиной и надежным плечом для своей семьи. И супруга, и мама бойца сейчас проживают в городе Асино. Поддерживают друг друга и до сих пор не верят, что Алешки нет рядом.
Слов таких нет на свете, чтобы осушить слезы безутешных матерей. Для жен и детей эти парни навсегда останутся героями. Всем нам нужно помнить о погибших земляках, тех, кто свои жизни отдал за наше мирное небо над головой.
Гуманитарный конвой
Поездка с гуманитаркой на Донбасс на этот раз оказалась непростой.
К волонтеру из Томска Екатерине Ежовой присоединился глава Асиновского городского поселения Андрей Костенков. Напомним, 8 сентября груз в 5,5 тонны, который асиновцы собрали вместе с томичами, был отправлен до границы с Новороссией транспортной компанией.
Для сопровождения посылок волонтеры выехали спустя 10 дней. Но, как оказалось, рано, так как на базу пришло всего три паллета из пятнадцати. По предварительной договоренности на разгрузке уже ждала «Газель» с бессменным Вовой Кузнечиком (так его прозвали за энергичность) из ДНР. Приехали на подмогу наши земляки из «Тояна». Загрузили, что было. Первая партия в основном предназначалась для 54 мотострелкового полка, где служат много томичей.
Именно для этих бойцов А.Г. Костенков собрал богатый подарок от местных предпринимателей: искрогасители, тепловизоры и другое допоборудование для стрелкового оружия, мини-станцию радиоэлектронной борьбы с квадрокоптерами, квадрокоптер-разведчик и прочее. Значительная часть маскировочных сетей, изготовленных волонтерами Асиновского района, практически сразу пошла в ход, так как бойцы как раз занимали новые позиции и оборудовали блиндажи на подступах к неприятелю.
Дальше - километры разбитых дорог. Ехали туда, куда зачастую не рискуют соваться гражданские. Многие трассы постоянно простреливаются. Двигаться по ним рекомендуется с наступлением сумерек без света фар либо днем, но очень-очень быстро, невзирая на выбоины от прилетов, что порой является убийственным для техники.
Около десятка населенных пунктов в Донецкой и Луганской областях, в Запорожье посетили волонтеры. Встретили много парней из Томской области, виделись с асиновскими ребятами «Россией», «Полковником», «Юрфой», «Васгеном». Еще дважды возвращались в Россию за грузом. Разделялись по разным направлениям, чтобы эффективно использовать время и «поющие романсы» средства.
Помощь в развозке гуманитарки оказал и асиновец Василий Солодков. Он служит по контракту уже второй год в Центре восполнения потерь, расположенный в Ростовской области. Практически ежедневно доставляет солдат и боеприпасы на линию соприкосновения. По договоренности с командованием на несколько дней поступил в распоряжение волонтеров, попутно выполняя другие боевые задачи.
- Пробили колесо. На подкачке дотянули до шиномонтажки в Донецке, - рассказывает Андрей Костенков. - Мужики суетятся, разбортовывают, а я присел на улице на лавочку. Где-то сзади раздался грохот, земля задрожала. Раз, второй, третий… Рефлекторно пригибаюсь, напряжение чувствую каждой нервной клеткой. Местные парни продолжают работу как ни в чем не бывало, даже не дрогнув. Смиренно рассуждают, мол, не переживай, свой снаряд ты точно не услышишь. И это не отсутствие страха, это усталость бояться, привычка быть в опасности.
Андрей Григорьевич заметил, что дончане работящие, любят порядок. Спустя некоторое время после очередного прилета в городе дружно всем двором убирают осколки после взрывов, засыпают ямы от снарядов. Через несколько часов уже и не видно, что был прилет. Об этом напомнят лишь затянутые пленкой вместо выбитых стекол оконные рамы да покореженные или полностью разбитые здания.
На себе асиновский глава прочувствовал, что вода здесь на вес золота. Пригодную для потребления в пищу воду можно купить в магазине. Водопроводную же, которая подается на несколько часов раз в два дня, пить не рекомендуется. Она больше подходит для стирки и мытья. И наши солдаты простой бутилированной воде радуются не меньше, чем гостинцам.
Физически утомляли бесконечные дороги. Порой на десятки километров - лишь однообразные поля подсолнухов и искусственные лесопосадки для ограждения от ветров. Поистине бескрайние просторы.
Украинские хутора, кажется, ничем не изменились со времен гоголевских описаний: все те же мазанки, ухоженные и просторные сады. Огороды без заборов. И на кладбищах нет оградок.
В Запорожье, под Работино, куда доставляли точечные посылки, воочию видели работу «бога войны» - артиллерии. Грады, дальнобойные орудия откатывались назад, тут же ретировались, потому что ждали ответных ударов. И они не заставляли себя ждать. Научились быстро по звуку определять «выходы» наших и прилеты, впервые услышали и увидели, как неприятель бьет кассетными боеприпасами. Такой трескучий, протяжный звук, а затем множество вспышек, сопровождающихся глухими хлопками. Не раз неподалеку слышали и стрелковые бои.
- Я думал, что видел обстрелы, когда ездил на Донбасс прошлой зимой, но теперь понял, как глубоко заблуждался, - рассказывает Андрей Костенков. - Порой, когда ехали по трассе, вокруг свистело и гремело, земля под нами периодически вздрагивала, а с разных сторон виднелись клубы черного дыма. Ночью зрелище сопровождалось яркими вспышками то ближе по горизонту, то дальше.
Одну ночь даже ночевали с Василием в его «Урале» под Новоазовском, так как ехать было опасно. В это же время «Газель» Екатерины где-то на трассе подломилась. Комендантский час. Машин практически нет. Чудом остановился мужчина на грузовике, дотянул «поломашку» до ближайшего населенного пункта.
- Ехали в напряжении, - с тревогой говорит Катя. - У нашего спасителя на авто украинские номера. А вдруг он нас утащит на вражью сторону! Но обошлось. Оказался свой парень. Мир не без добрых людей, в очередной раз в этом убеждаюсь.
Волонтеры побывали с гуманитарной помощью в детском приюте в Антраците, в госпиталях, раздавали вещи и мирным жителям. Посетили в Донецке Аллею ангелов.
- Уже когда приближаешься к этому знаковому месту, энергетически начинаешь ощущать боль и скорбь за гибель невинных ребятишек под обстрелами, - с содроганием делится Андрей Костенков. - Покой малышей на той аллее теперь охраняет и наша игрушка - чебурашка.
Объехали Горловку, Макеевку, Ясиноватую, Седово, Дебальцево, Старобешево, Токмак, Краснодон и др. И везде их сопровождали звуки взрывающихся снарядов.
Сложность была еще и в том, что подвела транспортная компания, и не получалось выстроить логистику поездки. К тому же произошла ротация воинских подразделений, которые перебазировались с «насиженных мест» на новые позиции. Адресатов посылок пришлось в прямом смысле разыскивать по всей линии фронта. И, к сожалению, в единичных случаях это стало непосильной задачей. Не стоит забывать, что волонтеры едут в зону СВО за свои личные деньги и средства, собранные такими же неравнодушными гражданами, а не за счет бюджета.
Кстати, Андрей Григорьевич из скромности умолчал о том факте, что прямо в зоне СВО он и Екатерина Ежова в благодарность за неоценимую помощь фронту были отмечены медалями «Участник гуманитарного конвоя». Награды и удостоверения к ним, подписанные командиром 54 полка, волонтерам вручили его бойцы «Ежик» и «Россия».
По дороге домой глава сутки провел в Центре восполнения потерь в Ростовской области. Беседовал с новобранцами-контрактниками и с теми, кто получил ранения и ждал заключения военно-врачебной комиссии. Ребята сильны духом и не сомневаются, что победа будет за нами.
- Спал с солдатами в казарме, питался в столовой, - говорит Андрей Григорьевич. - Очень даже вкусная армейская еда.
Бойцы одной из воинских частей подарили ему трофейные ножи, отобранные у украинских военнопленных. На одном из клинков выгравирован серийный номер, фашистская свастика и надпись Гитлерюгенда «Beut und Ehre» («Кровь и честь»). Не добили наши деды фашистов, снова подняли они головы. Поэтому, нет сомнений, что воюем мы за правое дело.
Трофеи с зоны СВО, флаги с автографами солдат станут основой музейной экспозиции уже новейшей истории России. Истории, снова написанной кровью…
Алена МЕРЕНКОВА