Выпускники театрального отделения ДШИ под руководством Владимира Бахарева представили на суд зрителей спектакль по пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат».
Всего три действующих лица: Марат (Станислав Каргин), Лика (Мария Лексина) и Леонидик (Артем Сорока). Минимум декораций: кровать, стол, три стула и шкаф. Но артистам удалось показать целую жизнь в рамках одной маленькой комнатки.
События разворачиваются в блокадном Ленинграде. На дворе 30 марта 1942 года. Лика, 15-летняя девушка, пытается хоть как-то согреться, надев на себя теплую одежду и закутавшись в одеяла. Разрушенный дом, который большинство людей обходят стороной. В нем осталось лишь несколько уцелевших квартир, и в одну из них дворничиха пустила ее пожить.
Вдруг за дверью слышатся шаги. Не зная, чего ждать от незваных гостей, девушка прячется в ворохе подушек и одеял. В комнату входит юноша. Оказывается, в мирное время он тут жил.
Оглядев жилище, Марат замечает, что предметов интерьера и мебели заметно поубавилось.
Парень возмущен дизайнерским решением наглой незнакомки. Но та, виновато опустив глаза, объясняет свой поступок тем, что ей просто хотелось спастись от холода...
Марик чуть старше новоявленной соседки. До войны они жили в одном доме, только в разных подъездах. Мама Лики уехала на фронт работать военврачом, и она осталась под присмотром няни, которая уже 12 лет с ними жила.
Когда девушка побежала хлеб получать, по дому нанесли удар. От того подъезда, где они проживали, ничего не осталось.
Марат, когда началась война, к сестре переехал. Все уговаривал кровиночку вернуться в отчий дом. Ее муж в ополчение ушел, и девушка боялась, что если он неожиданно приедет, встречать его будет некому. Послушала бы брата, жива бы была...
В день рождения Лики Марат, как настоящий влюбленный мужчина, преподносит ей алую розу. Она хоть и из бумаги, но не хуже настоящей. От мамы посылка с продуктами пришла. Под звуки артиллерийского салюта ребята устраивают пир.
После вкусного и такого долгожданного ужина влюбленные, напевая вальс, кружатся по комнате. Вокруг столько горя... Но они не виноваты. Впереди у них яркая и счастливая жизнь, наполненная планами и мечтами.
Идиллию нарушает неожиданно распахнувшаяся дверь. В комнату буквально вваливается обессиленный, больной и замерзший паренек.
Ребята выхаживают Леонидика. Его жизнь тоже не отличается легкостью и беззаботным детством. Пять лет назад умер отец. Мама, с которой у Леонидика были очень теплые отношения, встретила новую любовь, и сын отошел на второй план. Началась война, а с нею и голод.
Когда матери не стало, мужчина стал трепетнее относиться к парню. Рассказывал ему разные истории, пел песни, отдавал свой хлеб.
Вот так в блокадном Ленинграде встречаются три судьбы.
Лика обожает творчество Тургенева. Хрупкая, чувственная, звонкая девушка с огромными глазами и такой же огромной душой. Она по-матерински заботится о парнях. И впоследствии влюбляется в Леонидика. Но эта любовь к парню скорее основана на жалости и сострадании. Девушка работает в санитарном отряде. И мечтает о карьере врача.
Леонидик на год старше соседки, по-детски наивен и мечтателен. Он говорит о себе в третьем лице и очень сильно любит Лику. В ней он наконец-то нашел то, что недополучил от своих родителей - внимание и поддержку. В будущем видит себя знаменитым поэтом, книги которого улетают с полок, как горячие пирожки.
Марат - сочетание силы и юношеской безбашенности. Мечтатель и враль, но со стальным стержнем внутри. В нем всегда ураган эмоций. «Я бы тебе сказал, но не скажу...» - любимая фраза, которая как нельзя лучше описывает то, что за броней, которую парень демонстрирует окружающим, скрывается ранимая душа. Сейчас юноша чинит водопроводы в городе. А потом, когда все закончится, обязательно станет великим мостостроителем.
Не дожидаясь осеннего призыва, Марик уходит на фронт. Даже не уходит, а бежит. От того, что не может справиться с чувствами к Лике, от того, что хочет доказать, какой он смелый и отважный. И от самого себя...
Осенью и Леонидик отправляется воевать за Родину.
Прошли годы. Девушка поступила в медицинский университет. Дом, в котором когда-то проживала троица, отреставрировали.
Леонидик вернулся с фронта и, конечно же, отправился к любимой. Он очень возмужал за это время. Был ранен, в результате чего лишился руки.
Молодые сыграли свадьбу, но девушка все отчетливее понимает, что ее сердце принадлежит Марату. Осознание этого угнетает ее изнутри пуще, чем тот голод и холод в блокадном Ленинграде. Леонидик все видит и чувствует. Кажется, он сам страдает от этих больных отношений. Но ничего не может поделать. Слишком ему отчаянно необходима Лика и ее внимание. Пусть даже такое, с легким налетом раздражения. Он ее любит и готов все стерпеть.
Привычный ход жизни нарушает визит Марата. Бравый капитан гвардии все с тем же юношеским задором и огнем в глазах.
Химия и напряжение воцарились в комнате. Любовный треугольник. Каждый чувствует себя в чем-то виноватым друг перед другом. Леонидик - в том, что сломал жизнь Лике. Девушка - в том, что поддалась жалости, спутав ее с истиной любовью и что ей теперь приходится врать обоим мужчинам. Марат - в том, что глушил чувства и не нашел в себе смелости в них признаться.
В очередной раз Марик бежит. Он переезжает в другой город и там обзаводится семьей. Спустя несколько лет ему из Ленинграда в канун Нового года приходит телеграмма. «Ты нужен ей. Успей до Нового года», - гласит послание.
Леонидик оказывается морально сильнее дерзкого товарища. Беря на себя смелость за изменение судеб всех троих, он отправляет это сообщение. Вопрос теперь только в том, как поступит Марат. В последние минуты перед курантами он входит в комнату. Лика обескуражена, но безмерно рада его появлению.
А супруг с одним чемоданом уезжает. Он все продумал и предусмотрел, поняв, что именно с бывшим другом женщина будет наконец-то счастлива.
Новый год. Новая жизнь. «Ты только не бойся быть счастливым, мой бедный Марат!» - произносит Лика, сама не до конца осознавая все произошедшее.
Очень пронзительная пьеса о хитросплетениях судьбы. «Даже за день до смерти не поздно начать жизнь с начала» - эти слова, однажды сказанные Маратом Леонидику, прочно врезались в его память и стали тем самым тумблером, изменившим ход всей этой истории.
Безупречная игра актеров и ощущение, что зрители стали просто невольными свидетелями таких откровенных разговоров. Сцена испарилась. Все происходило на расстоянии вытянутой руки.
Не бойтесь быть счастливыми. На это никогда не поздно решиться.
Ирина МАСКАЕВА