Вместе полвека

Когда мы были еще сорванцами, больше всего, конечно, любили гулять. Неподалеку от нас располагалась станция защиты растений. Там был большой двор, а за огородом еще и мелиоративный пруд (мы его называли «Черепаха»), это было нашим любимым местом времяпрепровождения. К тому же здесь проживала семья с двумя детьми. К ним, Максу и Коляну, мы и наведывались. Их родители, казалось, совершенно не умели ругаться, даже когда мы (каюсь) «гоняли хорька» на их огуречной грядке. Как-то дядя Коля застукал нас на месте преступления и… сам нарвал нам огурцов, попросив всего лишь не ломать плети. Тетя Вера, конечно, могла пригрозить пальцем, но на следующий день, как ни в чем не бывало, угощала нас пирогами или булками. А выпечка у нее получалась отменная!

Их сводила судьба
Как сегодня можно было не напроситься к Вере Анатольевне и Николаю Николаевичу Молчановым в гости на 50-летний юбилей их совместной жизни? Кажется, они ничуть не изменились, только седина немного облагородила головы. Все так же приветливы, вежливы и непосредственны, что нас всегда подкупало.
Они познакомились в селе Чилино Кожевниковского района, куда молодые специалисты были направлены после обучения на работу.
- Мы могли сотни раз разминуться и никогда не встретиться на жизненном пути, - говорит Вера Анатольевна. - Всю череду случайностей и событий, которые нас косвенно подталкивали друг к другу, можно назвать судьбой.
Действительно, ведь и родились в разных областях Сибири, и направления деятельности разные. Николай Молчанов родился в 1951 году в деревне Зверобойка Новосибирской области, в которой насчитывалось всего 85 дворов. В семье было 6 детей. Коля - долгожданный мальчик после четырех сестер. Родители - работники местного совхоза, всю жизнь отдавшие себя сельскому хозяйству. В селе была только начальная школа. После четырехлетки на занятия ходили в соседнее село. А так как у Коли неплохо складывались отношения с учебой, решено было отправить его в 9-10 классы, в Тогучин. Для этого пришлось комнату снимать.
Как после стольких лет мытарств Коля мог подвести родителей и не поступить в институт? Выбрал, конечно, сельскохозяйственный. И в 1968 году был зачислен на факультет «Защита растений». Кстати, в родной деревне Николай Молчанов - единственный на тот момент, кто получил высшее образование. Он был прилежным студентом, и по окончании получил направление в аспирантуру. Не захотел. Привилегию имел поехать по распределению в любой регион страны, на выбор. Как же друзья удивились, когда после собеседования он выбрал деревню, куда наугад на карте ткнул пальцем - Томская область, село Чилино.
- Теперь уж и не помню, почему так решил, - пожимает плечами Николай Николаевич.
- Это ты меня искал, - уверена Вера Анатольевна.

Из математика - в артистки
Она - уроженка села Моряковка и одногодка своего мужа. В школе была активисткой, участвовала в самодеятельности и посещала музыкальную школу по классу «Фортепиано». Но больше всего из школьных предметов любила математику: в ней все поддается логике. А музыкалку даже бросить хотела - несерьезным занятием считала, да и жаль было времени на изучение сольфеджио и домашнюю работу в виде бренчания по клавишам. Но директор уговорила окончить музыкальную школу: «Вера, поверь, пригодится…». А Вера с большим удовольствием решала задачи, представить себе не могла жизнь без алгебры и геометрии, без точных наук. После школы помчалась сдавать экзамены в Томский пединститут, но нелепый случай не дал исполниться мечте. Перед вступительными испытаниями девушка сильно разволновалась, и соседка по комнате, тоже абитуриентка, дала выпить ей «успокоительных» таблеток.
- На экзамене почувствовала, что мозг меня не слушается, плыву, как во сне, - вспоминает Вера Анатольевна. - Не понимала, что вокруг происходит. Еле дошла до комнаты общежития и бухнулась на кровать. Проспала после этого 1,5 суток! Только потом узнала, что мне подсунули «Элениум», о действии которого я даже не подозревала. Конечно, испытания провалила. Ревела долго, ведь все задания могла решить с легкостью! И так стыдно было возвращаться в родное село, как будто я подвела сразу весь народ…
Дома долго стеснялась даже на улицу выйти, пока директор местной школы не встряхнула девушку и не предложила ей пойти работать пионервожатой. Кроме мероприятий, здесь Вера устраивала различные праздники и втянулась в творческую жизнь. А бывшие учителя подначивали: «Иди в артистки, это твое!» На следующий год она решилась: попробует попасть в Томское музыкальное училище.
- Конкурс был 12 человек на место, - говорит она. - И мне посчастливилось попасть в двадцатку из более 200 абитуриентов! Учеба прошла на одном дыхании. После получила приглашение поступить в консерваторию, но решила год отдохнуть, собраться силами и просто поработать. Направили в Чилино. Когда приехала посмотреть, где мне предстоит трудиться, аж заплакала - глушь да и только..!

Встречая утренние зорьки
Но молодость быстро находит положительные стороны даже там, где, казалось бы, все беспросветно. И на второй взгляд село уже не показалось ей таким унылым, когда сюда к концу лета съехались молодые специалисты из разных уголков Сибири. Целый 16-квартирник заселили приезжие ребята и девчата. Одну комнату заняли Вера с преподавательницей по баяну. По соседству - агрономы, учителя, фельдшеры и прочие. Молодые люди теперь уже сами выстраивали жизнь села, умея хорошо трудиться и отдыхать. Играли в лапту, устраивали соревнования, ходили в клуб на танцы.
- Коля приходил с товарищем, но никогда не танцевал, - делится воспоминаниями Вера Анатольевна. - А я на него даже ставку не делала - считала себя гадким утенком, а он был такой серьезный, статный, красивый! Мы просто домой ходили вчетвером - я с подружкой и он с ее одноклассником. А чуть позже нас стали называть женихом и невестой. Мне это льстило, и Коля, смотрю, не сопротивляется… Так и встали встречаться. А в декабре 1973-го подали заявление в ЗАГС. Он как благородный мужчина даже ездил к родителям, чтобы попросить моей руки.
Свадьбу молодые долго откладывали, так как Вере хотелось особенного торжества и шикарного платья. Заказывала разные ткани, придумывала наряд, но желаемого результата добиться не удавалось. Уже все знакомые начали поддавливать, мол, сколько можно тянуть со свадьбой! Вот и решили устроить торжество в ближайший выходной, 23 февраля 1974 года, безо всяких там нарядов. Было обычное гипюровое платье с фатой. Столы для гуляния директор совхоза накрыл в местной столовой. Жаль, только, что фотографа не нашли.
- Кто-то из местных снимал на единственный в деревне мой фотоаппарат «Зоркий». В итоге полпленки засвечено, кадры все размытые… Смогли спасти единственный снимок, где мы вместе с Колей, - сетует виновница торжества.

Идеальные отношения
Несколько лет после свадьбы супруги Молчановы поднимали сельское хозяйство и культурную жизнь Кожевниковского района. В 1975 году родился первенец Коля. В 77-м уже состоявшемуся главному агроному Молчанову предложили новую перспективную работу на станции защиты растений в городе Асино. Здесь глава семьи трудился, в этом же здании им выделили «угол» для проживания. В 1979-м на свет появился второй сын Максим. Родители, несмотря на занятость, успевали заниматься и детьми. Мальчики много читали, практически не озорничали. Видели, что папа с мамой очень любят друг друга и все делают вместе: один чистит овощи, другой варит суп, один моет пол, другой посуду. И сами приучились без лишних просьб брать на себя домашние хлопоты.
- Мне с детьми повезло, - говорит Вера Молчанова. - Проблем с ними не было ни дома, ни в школе. Ответственность за порученное дело, друг за друга, наверное, по крови передалась.
Вере Анатольевне довелось одновременно работать музыкальным руководителем льнозаводского детского сада, в СПТУ №1 и в райпо руководителем самодеятельности. Чуть позже освободилось место в музыкальной школе, и директор Л.Ф. Волк с удовольствием принял активную и затейливую творческую работницу в коллектив. Позже она почти 15 лет отдала детскому саду «Солнышко», затем вновь вернулась в ДШИ. Проводимые ею вечера и праздники запоминались своей непосредственностью, индивидуальностью и яркостью. Всю жизнь она в центре внимания. Ее любят ученики и ценят зрители. Она - феерия, звездочка, женщина-праздник, отдающая себя творчеству. И сегодня не сидит на месте: группа здоровья, танцы, бассейн, сцена... А муж по-прежнему домосед, огородник и немного пасечник.
Николай Николаевич посвятил себя сельском хозяйству. Успел потрудится еще в сельхозхимии, а на пенсию вышел в должности главного специалиста-агронома Асиновского района. Он всем сердцем переживал за свою работу: за каждую посевную, за собранные урожаи, сетовал на непогоду, боролся с вредителями. Перемерил сапогами не один гектар колхозных полей. Он как настоящий ученый - с виду практически безэмоциональный, рассудительный и серьезный. Любит тишину, природу и уединение.

Продолжение - в детях
Такие разные супруги всецело дополняли и поддерживали друг друга. Время шло, мальчишки окончили ТГАСУ и разъехались по разным городам. Старший Коля, получив специальность на факультете водоснабжения и водоотведения, пошел работать по профессии - теперь уже директор водоканала города Ханты-Мансийск. А Максим оказался творческим человеком, занимается фото- и видеосъемкой, нашел свою нишу в Москве. Вместе с супругой работают на больших мероприятиях и корпоративах.
- Даже телезвезды приглашают его на съемки, - не без гордости сообщила мама Вера.
А еще младший увлекся строительством. За городом построил дом, отделку в котором они с супругой полностью выполняют сами, от штукатурки стен до декора.
- Дети переняли наши отношения в свои семьи, - продолжает Вера Анатольевна. - В сыновьях узнаю своего Колю, заботливого и очень внимательного. Такими же растут и наши внуки: Коля, Оля, Настя, Рома и Амелия. Кстати, в нашем роду уже третий Николай Николаевич. Надеюсь, традиция продолжится, потому что такие Коли на вес золота! Мой муж и дети для меня - это самое большое в мире сокровище, о котором можно только мечтать!
На юбилей совместной жизни дети решили устроить сюрприз родителям: пригласили их в Ханты-Мансийск к старшему в гости и устроили там пышную свадьбу. Гуляния продолжались несколько дней, с домашним шикарным застольем и в ресторанах. А дома супругов Молчановых ждал еще один сюрприз - регистрация 50-летия брака в местном ЗАГСе, которую устроили коллеги и друзья Веры Анатольевны. Здесь она еще раз призналась своему «золотому» мужу в любви, посвятив ему романс. Смущенный таким вниманием муж открыто признавался: «Я и сейчас ее люблю. Как и раньше».
Пока я чаевничала в гостях у юбиляров, к ним постоянно заглядывали с поздравлениями знакомые и соседи, кто не успел присоединиться к торжеству, хотя сам праздник уже и был позади. И каждый кричал: «Горько!» В ответ следовали поцелуи и объятия молодоженов… Нежных, искренних, юных! Как будто и нет этих 50 лет за спиной.

Алена МЕРЕНКОВА