Военная подготовка по-асиновски

Меня накрывало пулеметной очередью, взрывали гранатой, но и на моем счету была пара «мертвяков». Как оказалось, страйкбол -очень увлекательное времяпрепровождение. Военная игра, которая требует максимум собранности, внимательности, умения быстро принимать решения, а также строить стратегию и тактику.

Под шквалом огня
О страйкболе я узнала из фотографий в мессенджерах. Как было не испробовать на себе этот экстремальный вид спорта? Успела, что называется, запрыгнуть в последний вагон и затесаться в команду добровольцев. На территории заброшенного кирзавода собрались полтора десятка участников. Организатор страйкбола Кирилл Зезюля выдал амуницию и оружие. Тщательно проверил новичков, плотно ли прилегают каски, защитные металлические маска и очки, правильно ли сидят бронежилеты. Провел инструктаж по обращению с оружием. Надо сказать, что автоматы, снайперки и пулеметы для страйкбола (приводы) мало чем на вид отличаются от оригиналов. Ощущение, что держишь в руках настоящий АК или одну из его модификаций. Только при стрельбе понимаешь, что это «мягкая» пневматика: никакой отдачи, негромкие выстрелы, и можно проследить траекторию полета пластмассовых шариков, которые используются вместо пуль.
Некоторые из участников, всерьез увлекающиеся игрой, прибыли со своей личной экипировкой.
- Увлекательное занятие, - говорит Константин Беклемышев, - особенно для тех, кто проводит много времени за компьютером и бумажной работой. Хорошая разрядка. Купил себе амуницию, уложившись в 40 тысяч рублей. Мой бронекомплект и автомат с дополнительным аккумулятором - бюджетные. Побывав со мной на «поле боя», жена Надя тоже втянулась в игру. Даже умудрялась подстрелить меня. Как бы на второй комплект потратиться не пришлось (смеется. - Прим. авт.).
- Захотелось отличное от других оружие, чтобы разнообразить и усложнить игру, - рассказывает Максим Романенко, вытаскивая из машины РПК (ручной пулемет Калашникова). - В его дисковый магазин одновременно помещается около 2,5 тысяч шариков. Не нужно часто перезаряжать, и стрелять можно долго без остановки. Дальнобойность - более 70 метров, в отличие от простых автоматов, у которых она не более 40-50 метров.
Из экипировки мне достался маленький удобный АКСУ, «Ксюха» - так ласково его называли мужики. Выдвинулись вереницей на оборудованный полигон. Несколько возведенных «укрепов», в том числе из мешков с песком, сколоченные из горбыля «здания», блок-посты. Местность подобрана тоже «со вкусом»: глубокие овраги, возвышенности, низины и неподалеку болотце.
Поделились на команды, разошлись по своим расположениям. У одной группы задача оборонять штаб, расположенный в самой высокой точке, у другой - взять его штурмом и пленить командира. Последнего, конечно, можно и отбить у неприятеля, но времени на задание - всего 10 минут.
Правила страйкбола просты, это игра на честность. Если по тебе попадает пуля (рикошет не считается), ты должен поднять руку, показав, что убит, и идти на «мертвяк» - место, где, согласно предварительной договоренности, солдат возрождается и вновь вступает в бой или остается там до определенного времени.
Первая игра «не вкатила», потому что мне как слабому звену и новичку досталась роль болванчика-командира, функция которого - сидеть в укрытии, пока остальные его защищают.
Противник окружил штаб, а пулеметчик, поливая очередью из РПК, издали положил большую часть наших ребят. Отстреливалась, на мгновения высовываясь из окна. Получила первое ранение по пальцам. Признаюсь, ощутимо. Остались небольшие покраснения и припухлости. Не сдавалась до последнего, пока практически в упор не расстреляли и не пленили.
Так выполняли разные боевые задачи: оборонялись, штурмовали, отступали, меняли тактику боя... Накал страстей прогрессирующе рос. Захватывали укрепрайоны, одни брали огонь на себя, другие подкрадывались и заходили с тыла. Пару раз сумели «снять» пулеметчика. В ход шли уже гранаты (хлопушки). Одной из них Юрий Климов подорвал и меня, когда я по крутому склону подползла практически к самому укрепу противника и была недоступна для автоматной очереди (иначе оппоненту пришлось бы по пояс высунуться из укрытия и стать мишенью для моего товарища по оружию, который засел за деревом слева). Мои собратья очень скоро отплатили ему той же монетой: Михаил Крутов зашел с тыла и выбил его с укрепа «гранатой».
Быстро втягиваешься в игру, кажется, что все происходит по-настоящему. Вот ты боишься высунуться и получить пулю в лоб, а вот уже понимаешь, что противник наступает, и бьешься из последних сил. Если убит, стараешься быстрее уйти на «мертвяк», чтобы еще скорее вновь прийти на помощь товарищам. Обдумываешь на бегу план, как вернуться на линию соприкосновения так, чтобы тебя вновь не положили. Счастью не было предела, когда удалось проползти на животе сотню метров и незамеченной подобраться к расслабленному вышедшему из «штаба» неприятелю. Пока спохватился, уже был расстрелян.
Здесь, на поле боя, сразу видно, кто к чему более приспособлен. Вот смелые, отважные и физически развитые парни быстрыми перебежками в открытую идут на штурм. Другие умеют просчитывать шаги врага и готовить ему ловушки. Третьи «валят» противника из правильно подобранного укрытия.
К нашему штабу уже подобрались трое, вместе с пулеметчиком. Засели за заграждением, и огонь не прекращался ни на секунду. У меня все магазины уже были пусты, высовываться не было смысла. Выглянули, когда издалека с «мертвяка» противника донеслось громкое: «Пацаны, сзади!» К троице «врага», поливавшего нас ливнем пуль, сзади вплотную подкрался наш Костя Беклемышев и уже готов был вступить в ближний рукопашный бой с тренировочным ножом в руках. Но был раскрыт возродившимся подкреплением «мертвых», а затем в упор, лежачим, расстрелян сразу из трех стволов.
День пролетел незаметно. Уже смеркалось, когда все собрались на головном пункте. Еще долго смеялись, обсуждали хитрые ходы, промахи и победы, потирали заработанные шишки и синяки. Признаюсь, столько бегать, ползать и кувыркаться приходилось лишь в детстве, на «Зарнице», будучи пионером. На первых минутах, неподготовленная и размякшая (может, от сидячей работы, но больше от лени), думала, задохнусь и сдохну (прошу прощения, но по-другому тут точно сказать нельзя). Но спустя немного времени от опасности и ответственности момента открывается второе дыхание. Вдруг забывается, что еще с утра скрипела от боли в спине, шее и мышцах и еле вырвала себя из постели. Не знаю, где еще можно получить столько эмоций.

Страйкбол: откуда ноги растут?
Инициатором и организатором этой военной игры в Асиновском районе стал директор бизнес-центра Кирилл Зезюля. Он настолько увлечен своим новым детищем, что готов говорить об этом часами.
- Я давно увлекаюсь стрельбой, лет с шести, - рассказывает Кирилл Александрович. - Когда повзрослел, узнал в интернете о страйкболе. Оружием для участников служат «приводы» (так называют автоматы, выстрел в которых происходит за счет поршневой группы приводимой в действие с помощью электрического моторчика и шестеренок), стреляющие пластмассовыми шариками диаметром 6 мм. Узнал, что любители страйкбола есть в Томске, решил присоединиться к ним. Только вот стоимость обмундирования и оружия-привода привело в замешательство: самый бюджетный вариант - не менее 30 тысяч (с моей-то зарплатой на тот момент в 12 тыс. рублей). На мою удачу, один знакомый продал подходящий «привод» в рассрочку. К весне 2019 года я уже был экипирован.
Вот только сподвижников в нашем городе у Кирилла на тот момент не нашлось. Поехал на сборы один. Народа на полигоне деревни Головино Томской области собралось человек 200. Распределились по командам. Чувствовал себя поначалу неловко, но страйкбольное сообщество довольно дружелюбное, и он быстро влился в коллектив.
- Побегал часов шесть на 80 гектарах леса, эмоции и адреналин зашкаливали, хотелось еще, - восторженно вспоминает собеседник. - Так и стал ездить по возможности в Томск на сборы. В 2020-м сборы остановил коронавирус, в 22-м - начало СВО. И только весной 2023-го игры возобновились. Только вот условия участия изменились - заявки принимались только командные. Понял, что пришла пора собирать единомышленников в своем городе.
Нынешнее место работы - Асиновский бизнес-центр - сослужило хорошую службу. Посещая семинары для предпринимателей и самозанятых, с которых брал пример решительности, Кирилл Зезюля решил рискнуть. Взял кредит в банке и закупил 10 комплектов более или менее качественного снаряжения. Для игр подобрал место на окраине города, безопасное для игроков и недоступное для случайных прохожих (а то примут еще за диверсантов).
- Мой брат Сергей и близкий друг Александр Новокшонов помогли с постройкой небольшого укрепления, - продолжает Кирилл. - Недели две по вечерам возводили на полигоне укрытия из горбыля. Когда были готовы первые «укрепы», нашел желающих принять участие в игре. Впервые собрались нынче 22 июля. Посмотрел, где и что нужно доработать, как ведут себя игроки, все взял на заметку. Каждый раз совершенствовали «поле боя», строили новые укрепления, вносили поправки в правила игры.
Постепенно информация о новом развлечении распространялась, и к Кириллу начали обращаться люди, желающие в нем поучаствовать. Аренда боекомплекта и амуниции была установлена по приемлемой цене.
- Появились постоянные участники, которые приобрели свои комплекты, - говорит собеседник. - Сколотили команду, назвали ее в честь действовавшего во время ВОВ учебного военного учреждения, готовившего молодые кадры офицерского состава - АВПУ. Разработали дизайн шеврона, сейчас трудимся над знаменем отряда. Этой осенью ездили в Томск уже своей полноценной командой, чем, кстати, удивили томичей. Сейчас у нас 15 активных игроков. В большей степени это обычные автоматчики-штурмовики, но мы стараемся развиваться. С каждой игрой ребята понимают, какой стиль игры им по нраву и выбирают различные специальности: у нас есть пулеметчик с РПК, одному бойцу уже пришла снайперская винтовка Драгунова, а я приобрел страйкбольный гранатомет «Аглень». Все это даст нам определенные преимущества на поле боя, когда мы в следующий раз поедем в Томск на большую игру. На достигнутом не останавливаемся. Будем совершенствоваться и расширяться.

Алена МЕРЕНКОВА