Женское лицо войны

Не раз от местных волонтеров слышали: «Собираем помощь для раненых, для «Буси». Знали только, что эта женщина работает медиком в зоне боевых действий. А недавно «Буся» (в мирной жизни - Татьяна Краськова) приехала в отпуск, и мы уговорили поделиться, как ей живется вдали от дома.
На встречу пришла хрупкая, милая, улыбчивая женщина. Ее образ никак не клеился с той волевой, бойкой и прямолинейной «Бусей», о которой приходилось слышать. Лишь только тяжелый, несколько отрешенный, усталый взгляд выдавал в ней повидавшего горе бойца.
- Дома уже больше недели, а я все не могу перестроиться и расслабиться. Видимо, сказываются разные климатические условия: там 1°C , а здесь сразу - 25°C. Да и мне уже не «шашнадцать», пятый десяток давно разменяла, - шутит Татьяна Анатольевна.

Поколение ХХ
«Бусей» (краткое от бабуси) ее прозвали, потому что у женщины не только взрослые дочь и сын, но уже и трое внуков. Ей бы печь пироги да с малышами нянчится… Как она решилась пойти на фронт? Многие задаются этим вопросом.
- Отправиться в зону боевых действий думала давно, практически с самого начала спецоперации, - делится она. - Но семья, муж, заботы… Взвешивала свои силы и возможности.
С 2010 года Татьяна Краськова, уроженка города Асино, работала санитаркой в районной больнице. В 2017-м появилась возможность пройти курсы медсестер, и она стала рентгенологом-лаборантом. В мае прошлого года узнала, что набирают отдельный батальон медиков в зону СВО. Прошла комиссию в Томске и подписала контракт. Мужу, с которым прожили около 30 лет, о принятом решении сказала в последний момент, когда документы были уже на руках. Поругались, конечно. Но когда дело дошло до отъезда, все обиды остались позади.
- В советские годы нас учили прежде всего Родину любить и быть полезными для общества, а потом уж о себе думать, - рассуждает Татьяна. - Конечно, перестройка многое перевернула в сознании, но патриотизм, впитавшийся с молоком матери, в нас все же остался. Посмотрите, кто идет добровольцами: в основном те, кому за 40. К тому же в Восточной Украине жили мои двоюродные братья, в детстве с родителями ездили к ним в гости. Один народ был…
Много воли в послевоенные годы полицаям и бандеровцам дали. На все глаза закрывали, толерантничали, вот нацисты у нас под носом и возродились…

Тяжело в учении
Татьяна Анатольевна призналась, что когда ехала в учебный центр, не думала, что придется осваивать азы военной науки. Командир батальона Виктор Стольников попался на редкость требовательный, не терпел неподчинения. Научились маршировать, стрелять, немалый упор делался на физподготовку. Помнит: лето, жара, на тебе каска с бронежилетом уставного образца (а это более 20 килограммов), автомат с парой запасных магазинов да еще несколько бутылок с водой, без нее не выдержишь. И пошли в марш-бросок, где перебежками, где ползком, километров эдак 5-10… Учили новобранцев, как от прилетов укрываться. Если в каске - падаешь на землю головой к взрыву. Если без нее - ложишься в обратном направлении. Но тогда будь готов, что все осколки на себя примет твоя пятая точка.
- Много премудростей пришлось выучить, не один литр пота пролить во время учений, - вспоминает женщина. - Зачем, казалось бы, нам, обычным медработникам, это нужно? Злились на комбата жутко, пока не приехали в расположение в непосредственной близости от линии боевого соприкосновения. Только там поняли: все, что он от нас требовал, здесь просто необходимо, чтобы выжить самому и не дать погибнуть товарищам. Да, мы практически не стреляем, но укрываться от прилетов случалось не раз. Раненых таскать - тоже недюжая выносливость нужна.

Будни медсанбата
Когда прибыли на территорию ЛНР, ужасались: кругом практически полностью разрушенные населенные пункты. Остовы зданий мрачно и укоризненно тычут в небо обломками стен. Мертвые, опустевшие города. Будто кто-то прокручивает киноленты Великой Отечественной… Медико-санитарный батальон Татьяны находится в Луганской области, неподалеку от Кременной. Расположился он в подвальном помещении (бункере) одной из школ разбитого населенного пункта. Это не первый пункт дислокации: прежние приходилось менять, потому что враг не дремлет, дронами вычисляет, куда перевозят раненых. Здесь оборудованы операционная, рентген-кабинет, перевязочные, все как в больнице. Только вместо стен помещения разделяют ширмы.
Сюда везут бойцов со сложными ранениями - в живот, грудь, голову, при необходимости проводят ампутации конечностей. Младший сержант Татьяна Краськова занимает должность старшей медицинской сестры операционного блока.
- На посту мы круглосуточно, всегда готовы к экстренным ситуациям, - говорит она. - Один случай не выходит из головы. Привезли парня, пришлось ампутировать ногу. А он уже бледный, видно, что много крови потерял, но держится. Пытаемся шутить с ним. Спрашивает: «Сестренка, а танцевать я смогу?» Говорю ему, что хорошие протезы делают, что после войны обязательно встретимся и станцуем. А он не дожил до утра. Не сдержала, получается, обещание…
Один из пациентов попал в госпиталь уже в четвертый раз. И каждое ранение случалось у него 19 числа. В последний раз пуля снайпера пробила каску в области виска, прошла по касательной под кожей и застряла во лбу. Всю силу удара взял на себя шлем. Фото рентгеновского снимка и селфи с уже пришедшим в себя бойцом-счастливчиком на операционном столе Татьяна оставила на память. Кстати, медики как никто понимают, что новомодные облегченные бронежилеты и каски хороши лишь тем, что легче в ношении. Но их защитные свойства не идут ни в какое сравнение с уставными брониками и могут спасти лишь от мелких осколков.

Возрождение
фашизма
Привозили на лечение в госпиталь и «варягов». Помощь оказывали всем. И, кстати, нацисты очень сильно отличаются от обычных мобилизованных украинцев. Они идейные, как будто зомбированные. «Буся» призналась, что не жалко было, когда не довезли «нацика» с тяжелым ранением, на счету у которого были десятки погибших русских ребят и мирных граждан.
А ненавидеть фашисты умеют, и детей этому учат. Татьяна Анатольевна была в шоке, когда впервые на развалинах школы нашла красочные комиксы для дошколят. На картинках голодные украинские дети протягивали ручонки к воину, на руках у которого был русский младенец. Он принес им на обед москаля! «Москаля надо съесть!» - радуются малыши на книжной странице. И это детская литература! Надо ли говорить, по каким учебникам с переписанной историей преподавались основы безопасности жизнедеятельности, где главный враг украинцев и всего человечества - «русня», которую надо уничтожать!
- Обязательно привезу в следующий раз эти страшные книги как доказательство их ненависти, - взволнованно говорит Татьяна. - Не мы начали эту войну! И даже не мы ударили первыми. Так ясно это понимаешь, когда видишь такие немыслимые вещи!
Да. Мы со школьной скамьи помним, кто отвоевывал у Османской империи Крым и крепости Причерноморья. Кто осваивал земли Новороссии, воздвигая на месте хижин большие города. Слава об основателе городов русских князе Григории Потемкине-Таврическом, сражениях на суше и на воде его современников Суворова и Ушакова не угасла до сих пор. Там наши земли и наш народ!
Рассказала «Буся» и о том, как привозили в госпиталь парней, пострадавших от пуль снайперской винтовки. По почерку было понятно, что работает женщина. Она метилась бойцам непременно в пах, чтобы солдаты дольше мучились, а если и выживали, уже не были бы полноценными мужчинами. Долго вычисляли снайпершу. Наконец, ликвидировали. Это поняли медработники, когда бойцы с подобными ранениями перестали поступать.

Работа не за медали
Чаще всего бойцы страдают от прилетов с дронов, от вражеской артиллерии, от мин и кассетных боеприпасов, точнее от их осколков.
- Тонны железа извлекли из раненых, - рассказывает медсестра «Буся». - Порой кажется, что нанесенное увечье такое тяжелое, что солдат не протянет и дня. Но вера в себя, в будущее, в близких настолько сильна, что, глядишь, выкарабкивается и встает на ноги. А иногда бывает наоборот, рана небольшая, а желания бороться за жизнь нет. Иногда теряем ребят…
Но все же много радостных моментов. Переживаешь за каждого солдата. Даже если сам еле на ногах стоишь, потому что порой за сутки урывками удается поспать 3-5 часов, им не показываешь усталости. Парни должны видеть, что все хорошо. Многие и так духом падают, и наша задача поддерживать их психологически.
Чуть оправившихся раненых эвакуируют в госпиталь подальше от фронта, например, в Северодонецк. А сюда поступают новые бойцы. За добросовестный труд Татьяна Краськова отмечена медалью «За боевые отличия». Но сама не считает ее наградой:
- Медали должны получать те, кто идут в бой с противником, под пулями прорываются вперед, месяцами в окопах держат оборону. Это на наших простых парнях держится вся военная мощь страны, от них зависит наше мирное небо и наше спокойное светлое будущее. А мы просто добросовестно выполняем свою работу.

Алена МЕРЕНКОВА


Помощь волонтеров бесценна
Расход медикаментов, перевязочных материалов, мединструментов и других расходников очень большой. Войсковая часть не успевает поставлять в медсанбаты нужное количество необходимого. И Татьяна обратилась к своим коллегам и местным волонтерам с просьбой о помощи. Была приятно удивлена, что вскоре к ним в отделение пришла гуманитарка от жителей города Асино в сопровождении томички-добровольца Екатерины Ежовой.
Работники медсанбата благодарят за оказанную помощь главу Асиновского городского поселения А.Г. Костенкова, руководителя волонтерского движения «Маскировка-СВО-Асино» Н.Н. Быкову, коллег из Асиновской районной больницы Н.Н. Алину, В.Г. Кускова, В.К. Хворостову, О.А. Мещерякову, А.Ю. Гуськову, Е.В. Ян, П.В. Ложкина, Т.В. Кайбазакову, О.В. Миргород, В.В. Осколкову, Н.Н. Касимову, Е.В. Ослину, А.В. Виноградову и всех неравнодушных жителей Асиновского района.
Сегодня снова для госпиталя собирают необходимые вещи и медикаменты. Не останемся в стороне и поможем бойцам и медработникам в зоне СВО! Партия с гуманитарным грузом направится ребятам в конце января. Список необходимого можно узнать по телефону волонтера Надежды Быковой 8-952-889-14-84.